25 июл. 2011 г.

Трудовая миграции без мошенничества


В результате социально-экономического кризиса в стране, Украина продолжает укреплять позицию поставщика квалифицированной и дешевой рабочей силы на международном рынке труда. Социологические опросы свидетельствуют о разочаровании в действиях власти и высоком уровне пессимизма, отмечает директор Национального института стратегических исследований Андрей Ермолаев. Но стоит ли необдуманно пополнять ряды трудовых мигрантов? Возможно, прежде чем надевать большие розовые очки и укладывать чемоданы для счастливой жизни в Европе, стоит почитать, поспрашивать, послушать и проанализировать ситуацию?
Государство позаботилось о трудоустройстве молодых специалистов, приняв Закон Украины «Об обеспечении молодежи, получившей высшее или профессионально-техническое образование, первым рабочим местом с предоставлением дотации работодателю». Согласно ст. 3 упомянутого закона, работодатель получает дотацию в случае приема на работу молодежи, для которой это является первым рабочим местом по специальности. Обязательным условием является направление от государственной службы занятости. Вопрос эффективности упомянутого нормативного правового акта — тема для отдельного исследования.
На практике молодежь в последнюю очередь думает о помощи от государства — таковы уж реалии современного общества. Наоборот, с верой в собственный потенциал и профессиональную самореализацию выпускники вузов отправляют свои резюме в украинские и иностранные компании. В ответ получают стандартные письма HR-специа­листов с пожеланиями успехов в дальнейших поисках и обещанием внести резюме в базу данных, а при наличии соответствующей вакансии обязательно позвонить. Таким образом, собрав многочисленные «спасибо за интерес» и «желаем успехов», молодежь начинает думать о работе за рубежом. И вот в этой сфере первыми на пути к трудоустройству в иностранной компании становятся мошеннические агентства, которые предоставляют посреднические услуги на территории Украины.
Рассмотрим наиболее распространенные мошеннические схемы.
Обещанные информационно-консульские услуги. Подпи­сывая соглашение с фирмой-посредником, лицо не обращает внимания, что к обязательствам последней входит лишь предоставление информационно-консульских услуг. Когда посольство отказывает в открытии визы в связи с тем, что компании работодателя не существует, фирма-посредник заявляет о выполнении своих обязательств, оговоренных в соглашении. Предостав­ление информационно-консульских услуг предусматривает помощь в оформлении визы, заполнении анкеты для собеседования в посольстве и т.д.
Мифическое оформление виз. Для оформления рабочей визы необходимо лично подать документы и пройти собеседование. Мошенники предлагают оформить указанную визу самостоятельно, а возвращают паспорт с фальшивой визой или с отказом в открытии визы. Поэто­му следует предварительно уточнить в консульском отделе соответствующей страны, может ли посредник на основании предоставленной доверенности открыть лицу рабочую визу. Иногда мошенники предлагают открыть сначала туристическую шенгенскую визу, а рабочую визу обещают сделать в стране назначения. Эта схема не сработает, поскольку цель поездки должна соответствовать типу визы.
Фиктивный чек. Бывают случаи, когда лицо платит деньги фирме-посреднику за предоставление услуг при трудоустройстве, а получает чек несуществующей фирмы. В таком случае оснований для возврата средств за ненадлежащее исполнение обязательств при оказании посреднических услуг нет.
Что такое мошенничество в трудовой миграции, знает и Александра Гришина. Вы­пускница экономического факультета не смогла найти желаемую работу в своем городе и через объявление в газете нашла фирму-посредника по трудоустройству за границей. Через полгода, получив отказ в открытии туристической визы в Чехию (хотя все время речь шла о рабочей визе), Александра выяснила, что ее трудоустройством занимается региональный представитель фирмы-посредника с цент­ральным офисом в Киеве. Обра­тившись непосредсвенно в этот офис, девушка таки получила рабочую визу, но не годовую, а только на семь месяцев. Обра­до­вавшись и такому результату, Александра уехала в г. Кладно, расположенный в 20 км от Праги, работать оператором на завод. По приезде выяснилось, что вместо восьмичасового рабочего дня (суббота и воскресенье — выходные), нужно работать 12 часов в день без выходных за ту же зарплату. Поляки, словаки, чехи получали 150 крон в час, а Александра — 60 крон, потому что ей выдавали зарплату украинские посредники, о которых никто не предупреждал. Об этом посредничестве девушка выяснила уже через несколько дней по приезде в Кладно. Поскольку это была первая работа за границей и Александра не знала особенностей трудового законодательства Чехии, девушка приняла такие условия и проработала на заводе шесть месяцев. Жилье предоставили, как и было заявлено, вот только платить за него пришлось Александре самостоятельно.
Став жертвой мошенничества со стороны множества посредников во время трудоустройства и непосредственно работы, Александра не откажется от возможности поработать за границей в будущем. Теперь она знает, как следует искать работодателя и на что стоит обратить внимание. Вот только получать такой опыт совсем не обязательно, если заранее получить информационно-правовую консультацию.
Историю Александры прокомментировали эксперты представительства Международной организации по миграции в Украине. Прежде всего, девушке следовало попросить фирму-посредника предоставить их лицензию и проверить ее подлинность, позвонив в Министерство социальной политики (+38 044 289 50 97) или проверить информацию на их сайте. После этого Алек­сандра должна была подписать один контракт с фирмой-посредником и второй — с работодателем, в них четко должны быть оговорены условия и оплата труда, отпуска, больничных и т.д. Подписывать документы стоит лишь в том случае, если человек уверен, что полностью понимает язык контракта. Девушка также должна была знать, что легальное трудоустройство иностранцев в большинстве стран невозможно без разрешения на работу и надлежащей визы. Рабо­тодатель оформляет разрешение на работу и направляет информацию о разрешении непосредственно в консульство в Украине или же будущему работнику. Как правило, разрешение является главным основанием для выдачи рабочей визы. Необходимо также знать, что рабочая виза — это всегда вид долгосрочной национальной визы, даже если лицо подает заявление на визу в одну из стран шенгенской зоны, и шенгенская виза не имеет ничего общего с этим.
Международные миграционные процессы должны регулироваться государством, которое несет ответственность за надлежащее обеспечение прав и интересов украинских трудовых мигрантов. Для оптимизации государственного управления в сфере миграции в апреле 2011 года была создана Государственная миграционная служба Украины — специальный орган, уполномоченный решать весь комплекс вопросов по миграционным процессам. Однако на сегодня остается актуальным вопрос принятия Закона Украины о принципах государственной миграционной политики Украины.
Чтобы избежать мошенничества при трудоустройстве за границей, необходимо адекватно оценивать предложение, проанализировать средний уровень оплаты труда, не платить работодателю за какие-либо услуги, желательно заключить письменное соглашение с последним. Если лицо планирует находиться в другой стране более трех месяцев, то желательно зарегистрироваться в украинском консульстве за рубежом. Для того чтобы стать на консульский учет, следует лично обратиться в учреждение.
Необходимую информацию о правах тех, кто работает за рубежом, а также о возможности законной миграции, включая трудовую, о временных трудовых соглашениях можно получить в Центрах консультирования мигрантов. Специалисты ЦКМ помогут в толковании условий соглашения, предложенного иностранным работодателем и фирмой-посредником. Все услуги организации — бесплатны.
Говоря о том, как избежать мошенничества, сложно вывести единую формулу. Порой именно трудовые мигранты, получившие собственный опыт, могут рассказать гораздо больше, чем теоретически подготовленные специалисты соответствующих организаций. И если, несмотря на все недостатки неквалифицированной работы и уровень правовой незащищенности, лицо окончательно решило стать трудовым мигрантом, то это нужно делать только после серьезной информа­ционной подготовки. Спраши­вать, слушать, анализировать, сопоставлять и не верить на слово.

Комментариев нет:

Отправить комментарий