2 сент. 2011 г.

Другая кола

Каждый, кто хоть иногда выезжает за пределы Чехии в западном направлении, может провести маленький эксперимент. Купить в немецком супермаркете продукты самых известных мировых производителей – лимонады, кетчупы, мясные консервы, сосиски, и так далее. Потом купить идентичные продукты дома в Чехии. Во многих случаях человек будет удивлен. То, что называется одинаково и выгладит одинаково, на самом деле не одно и то же. Правительство Болгарии недавно возмутилось, получив официальное признание именитых производителей в том, что состав продуктов отличается в зависимости от страны, где он продается. Другими словами, томатная паста в одной стране содержит 30 процентов помидоров, а в другой 60. Производитель, название и упаковка при этом идентичны.

Как такое может быть? Об этом мы сегодня будем говорить с Мирославом Томаном, председателем Продовольственной палаты.
- В первую очередь это вопрос денег, расходов и того, на что готовы согласиться потребители в данной стране, и как работают организации, защищающие права потребителей. Как эта ситуация возникла? Люди в странах бывшего соцлагеря хотели покупать западные товары по низким ценам. Производители из западной Европы им выполнили это желание, и стали в нашем регионе продавать свою продукцию проверенных брендов, но низшего качества, и дешевле. Однако, это все-таки вопрос в первую очередь к покупателям. На всех упаковках описано содержимое продукта. Надо это читать и не покупать, если не что-то не так.
Где чаще всего производятся эти менее качественные продукты?
- Как правило, производство идет именно в так называемых странах «новой Европы». Такую продукцию выпускают филиалы больших западных компаний в Польше, Болгарии и в других местах и она предназначена для регионального рынка. Но не всегда, в некоторых случаях эти дешевые, некачественные варианты продуктов известных марок производятся в Греции, Испании или еще где-нибудь.
Фото: stock.XCHNG
Руководитель одной крупной компании заявил, что дело не в качестве и не в сокращении расходов на производство. Все производители, мол, должны адаптировать вкус своих продуктов для разных народов и областей. В каждой стране, мол, есть свои нюансы, какой, допустим, майонез, люди любят и хотят покупать. Что вы на это скажете?

- Да на самом деле это люди приспосабливаются вкусовым оттенкам отдельных продуктов, а не компании приспосабливаются вкусу потребителей. Производители знают, как внушить людям, что именно это настоящий вкус чего-то там. Потом не стоит забывать, что наши люди не знали, какой вкус у мороженного, супов или консервов конкретных известных марок. Откуда людям знать, что то же самое мороженное, купленное в другой стране, имеет другой вкус? Заявление производителей о том, что эти потребители требуют какой-то привкус, это только очень удобная отговорка.
Официальные представители Евросоюза фактически отказались заниматься этой проблемой. Их позиция такова: «главное, что продукты безопасны. Факт, что под одинаковым названием в те же упаковке продаются в разных странах разные продукты, не противоречит никаким законам. Это дело компаний. Пока не будет обнаружено, что какой-нибудь продукт угрожает здоровью, нет повода вмешиваться в ситуацию».
Министр Иван Фукса
- Да, Евросоюз моет руки… Эти продукты, о которых сегодня идет речь, действительно не угрожают здоровью населения, санитарно-гигиенические нормы соблюдаются. Но дело в качестве. Я считаю, что везде должны продаваться продукты высокого качества без отговорок на специфические вкусовые пожелания народов. Я никогда не слышал, чтобы кто-то сказал, что ему не нравится западные продукты на вкус и что он хочет модифицированную версию с другим привкусом.

- Я думаю, что продукты, продаваемые под одним брендом и названием, должны быть идентичны во всех странах. А если нет, то пусть такой, допустим, кетчуп продается в упаковке другого цвета и пусть на нем будет написано «для продажи в Чехии, не предназначено для продажи в Германии».
Болгария, где впервые обратили внимание на эту проблему, пригрозила тем производителям, которые считают болгарских потребителей «людьми второй категории» санкциями. Чешский министр сельского хозяйства Фукса в то же время заявил, что государство не может вмешиваться в отношения покупателей и производителей. У кого претензии к конкретным производителям и их продуктам, пусть их не покупает…
Фото: Европейская комиссия
- Чешский министр, таким образом, снимает из себя ответственность, и передает ее простым людям. Министерство могло бы в таком случае хотя бы финансово поддерживать образовательные кампании или организации, которые занимаются охраной прав потребителей. С другой стороны, я не имею представления, какие реальные меры может принять болгарский министр, без поддержки Евросоюза ему будет очень тяжело добиться каких-то результатов.

Если на чешском, польском, болгарском и других рынках появятся продукты, соответствующие по качеству продуктам из немецких или французских магазинов, не приведет ли это к подорожанию? Остается под большим вопросом, что людям милее, низкое качество и цены и высокое качество и более высокие цены…
- Да, к некоторому повышению цен бы улучшение качества несомненно привело. Более дешевое сырье, упрощенный состав позволяют снижать цены. Все чешские торговые сети в своих рекламных кампаниях твердят «у нас дешево», еще никто не заманивал покупателей, акцентируя качество. Большая часть ответственности за нынешнюю ситуацию лежит на руководстве торговых сетей.

К сожалению, закончить данную тему оптимистично не получается. Чехов ждет в начале января неприятный сюрприз в виде повышения НДС на продукты питания. Аналитики ожидают, что неминуемый скачок цен приведет к тому, что спрос на более дешевые, но некачественные продукты только усилится. Людей, которые будут готовы подключиться в борьбу с заменителями, скорее всего, станет еще меньше. 
Radio.cz

Комментариев нет:

Отправить комментарий