В Большом зале пражского Ярмарочного дворца, относящегося к Национальной галерее, открылась выставка монументального цикла Альфонса Мухи «Славянская эпопея». Именно здесь 20 масштабных полотен выставлялись и впервые, 84 года назад, в 1928-м. Перевоз картин в Прагу из Моравского Крумлова, где они находились с 1963 года, вызвал бурные споры и ряд судебных разбирательств, инициированных внуком художника Джоном Мухой. Он встал на сторону администрации Моравского Крумлова, апеллируя на то, что Прага, которой «Славянская эпопея» была подарена его дедом, не выполнила главное условие дарителя. Альфонс Муха желал, чтобы в столице для его творения была построена специальная галерея.
Борьба за картины, десятилетия являвшиеся главным туристическим артиклем Моравского Крумлова, продолжалась более двух лет. Прага добилась своего, сославшись на плачевное состояние замка города, где картины выставлялись полстолетия. Однако и столице долго пришлось искать подходящее для выставки помещение. Наконец, на два ближайших года был арендован Большой зал Ярмарочного дворца. Но и здесь пришлось осуществить реконструкцию, чтобы для картин, вдохновленных славянской мифологией, создать оптимальные условия. Из-за этого выставка открылась намного позже изначально предполагавшегося срока.
«Опоздание было вызвано необходимостью дополнения технического оснащения Большого зала», - сообщил Милан Буфка, директор Галереи Праги, которой забота о цикле «Славянская эпопея» была доверена столичной мэрией. Установка освещения, новой кондиционирующей системы, конструкций для масштабных картин, потолочных штор, защищающих полотна от прямого солнечного света, почти в 2,5 раза увеличила и общие инвестиции в подготовку выставки. Но мэрия надеется, что посетители по достоинству оценят приложенные усилия.
Впервые зрители могут увидеть полотна, создававшиеся Альфонсом Мухой в период с 1910 по 1928 год, размещенными так, как это замышлял автор. Славянская мифология, однако, для художника была лишь вдохновением, создавая полотна, он стремился реализовать собственную идею.
«Альфонс Муха создавал «Славянскую эпопею», как большой последовательный рассказ. Картины, в согласии с желанием Альфонса Мухи, расположены в соответствии с датами, в которые происходили отдельные события. Первые три картины являются введением и повествуют о древнейшей истории славян. Далее зритель видит различные эпизоды чешской и общеславянской истории, а в конце Апофеоз, - рассказывает соавтор концепции выставки Ленка Быджовска. - Муха создал свой собственный фиктивный мир и отдельные события видоизменил так, чтобы они соответствовали его замыслу. А его умыслом было метафорическое изображение народа, отличающегося миролюбием, стремящегося взращивать собственную культуру и развивать письменность, и который способен отстоять свое право на свободу и достигнуть гармонии».
Однако современники Альфонса Муху не поняли, не приняли стиль, выбранный для «Славянской эпопеи». Они считали, что автор лишь старается реанимировать стиль, одним из создателей которого он непосредственно являлся, но уже потерявший свою актуальность.
«Произведение было воспринято, как возвращение к исторической живописи более старого академического типа. Лишь немногие замечали инновационные элементы, на которые вы можете обратить внимание на нынешней выставке», - подчеркнула на вернисаже Маркета Тайнард, соавтор монографии об Альфонсе Мухе.
Цикл «Славянская эпопея» останется в пражском Ярмарочном дворце, как минимум, ближайшие два года. Дальнейшая судьба картин не определена. У Праги нет средств, чтобы выполнить условие автора и построить для монументальных полотен отдельную галерею, а Моравскому Крумлову вряд ли удастся привести в надлежащее стояние городской замок. Но чешская столица, как уже было заявлено, намерена и далее отстаивать право на картины Альфонса Мухи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий