Если Вы решите прогуляться по Праге от Национального театра к Танцующему дому, Вам придется пройтись по набережной Масарика (Masarykovo nábřeží). Оба здания, находящиеся в начале и конце прогулки, конечно же бесспорно заслуживают внимания. Но на самом деле, внимания заслуживает и сама набережная: с одной ее стороны находится река Влтава, а с другой — очень красивые дома.
Олег Фетисов. Действительно, стоит обратить внимание на набережную Масарика во время прогулки по данному маршруту, о котором ты сейчас рассказал, потому что это одна из наиболее интересных набережных Праги. Архитектурный ансамбль набережной образовался уже в 20-е годы ХХ века, когда сформировалась ее застройка многоэтажными зданиями. Именно на набережной Масарика есть один дом, на который хотелось бы обратить внимание сегодня. Этот дом, может быть, не выделяется контрастностью среди всех зданий, которые находятся на этой улице. Но он привлекает внимание своей оригинальностью и «деликатностью» архитектурно-художественного решения.
Либор Кукал. Я добавлю, что этот дом находиться приблизительно по средине пути от Национального театра к Танцующему дому, и действительно, его можно и не заметить, потому что дом относительно скромный, но, тем не менее, это настоящий шедевр архитектуры. Почему? В чем его шедевральность?
ОФ. Я считаю, что шедевральность архитектурного решения этого дома заключается в том, он является наверное одним из лучших примеров классической пражской сецессии. Этот стиль прочувствован архитектором настолько тонко, что его интерпретация позволила ему подарить набережной Масарика очень интересное здание, которое практически «дышит чистой пражской сецессией».
ЛК. Хочу сделать «любительское описание». Очень интересно, что при рассмотрении дома мы видим, что он достаточно красив, декоративен и одновременно элегантен. То есть, его декоративность не переходит пошлость и не создается впечатление, что здание чересчур декорировано.
ОФ. Любой архитектурный объект является произведением искусства, в которое автор вкладывает свою душу и все творческие способности. Автором данного проекта является целый творческий коллектив. За техническую часть проекта был ответственным строитель Ченек Грегор (Čeněk Gregor). Это была известная личность, которая занималась строительством наиболее известных памятников архитектуры Праги. Вторым специалистом был архитектор Франтишек Шхлафер (František Schlaffer). Но самым главным представителем творческого коллектива, занимающегося проектированием и строительством данного здания, был архитектор Йозеф Фанта (Josef Fanta). Его мы знаем как знаменитого чешского архитектора, который так же занимался разработкой мебели, различных элементов интерьера. Он так же занимался живописью и успел посвящать себя науке: писал различные научные работы и публиковал их.
ЛК. Я добавлю, что одним из наиболее известных зданий, которые были простроены Фантой, является главный пражский вокзал.
ОФ. Кстати, известен очень интересный факт, что архитекторы и строители взялись за эту работу очень быстро и выполняли ее совершенно бесплатно. Но вернемся к вопросу стиля здания и оформления его фасадов. Здание сегодня имеет очень интересный цвет. Я бы его охарактеризовал как светлый нежный оливковый и золотистым оттенком.
ЛК. А я бы сказал, фисташковый.
ОФ. Эта цветовая гамма очень характерна для этого стиля. Но, наверное, наиболее ярким и интересным элементом, который заслуживает особое место на фасаде данного здания, является панно. Панно было выполнено Йозефом Пекарком (Josef Pekárek). Помимо работы над панно, Пекарек участвовал в реализации лепного убранства здания сотрудничая со скульптором Карлом Клусачком (Karel Klusáček). Думаю, было бы наиболее корректно все авторство и все заслуги по разработке фасада здания приписать Йозефу Фанте, потому что он был архитектором и помимо архитектурно-планировочного решения он предложил оформление фасада здания.
ЛК. А что еще стоит отметить на этом фасаде кроме панно?
ОФ. Для меня было очень интересно увидеть один деликатный момент в оформлении фасада данного здания: окна и балконы, которые находятся по крайним частям фасада здания, имеют вогнутую структуру. Привлекают внимание и скульптурные группы, которые нежно и реалистично проработаны. Но большее внимание хотелось обратить на лепной декор фасада здания. Он имеет наиболее детализованный и реалистичный характер: он проработан до малейших деталей. Это уже, наверное, не сецессная стилизация, а скорее четкое реалистичное представление характерных стилю сецесси элементов. Очень живописно решены арки и главный вход в здание. Они украшены венками, которые формируются красивыми листьями растений. Хотелось бы отметить живописность решения первого уровня здания, т. е. уровня, находящегося над тротуаром. На нем разместилась сложная лепная композиция, на которой «переплетаются» фигуры людей с текстильными драпировками и растительными элементами.
ЛК. На фасаде мы так же видим надпись «Hlahol». Это название общества, которое с XIX века занималось хоровым пением. Это было чешское общество хорового пения. Именно поэтому архитекторы работали бесплатно, не по коммерческому заказу, а с целью создать культурный объект для встречи людей и пения. Наверное, это так растрогало архитекторов, что они не взяли никаких гонораров.
ОФ. Что касается некоторых исторических фактов, хотелось бы отметить, что общество Hlahol на протяжении многих лет нуждалось в собственном здании, в здании, в котором они бы могли полностью реализоваться как творческий коллектив, совершенствовать свои творческие способности и продолжать свои традиции. Именно в 1902 году общество приобрело земельный участок, на котором и сегодня стоит дом. Приблизительно год понадобился обществу на поиск творческого коллектива для строительства и проектирования собственного дома. И уже в 1903 году началось строительство. Строительство проходило около двух лет и в 1905 году, а именно 18 сентября, здание было впервые открыто. Участники общества хорового пения Hlahol долго не радовались и не праздновали открытие здания, и в первый же день они принялись за репетиции, что говорит о том, насколько важно для них было появление этого здания.
ЛК. К сожалению, интерьеры здания посмотреть не получится. Тем не менее, можно сказать, что интерьеры тоже очень красивые. В их оформлении участвовали чешские художники ХХ века Альфонс Муха (Alfons Mucha) и Йозеф Манес (Josef Mánes). Некоторые элементы здесь и от архитектора Йозефа Фанты.
Radio.cz
Комментариев нет:
Отправить комментарий