24 июн. 2013 г.

Чехи на Волыни.

"Вы, чехи, учили наших предков лучше жить, но не все мы это понимали", — сказал как-то, будто извиняясь, пожилой украинец в одном из сел Ривненщины. Он ничуть не ошибся. Мудрость старика имела исторические обстоятельства...
Оплачиваемый... навоз
После отмены крепостного права в Российской империи, в состав которой входила Волынь, и земельной реформы 1861 г. крестьяне получили возможность покупать помещичью землю. 20% выкупной суммы они платили сразу, а для покрытия остальной части долга брали банковские кредиты на срок до 49 лет. Похожие условия сохранились и в 1864 г., когда царское правительство окончательно подавило Польское восстание. Его сторонники, среди которых немало шляхтичей, были выдворены, их имения конфискованы. Александр II запретил полякам покупать имения на Волыни, где свободной земли было вдоволь. Цены на нее привлекли немцев и, особенно, чехов. Гектар леса можно было приобрести за телегу зерна! И чехи — умелые хозяева, владевшие европейскими передовыми технологиями и культурой земледелия, — массово отправлялись на Волынь.
150 лет назад, в 1863-м, на Волынь переселилась первая группа крестьян из Чехии —
17 семей. В Дубенском уезде они основали поселение Людгардовку. Исторические источники свидетельствуют, что в 1878 г. на Волыни проживало свыше 13 тыс. чехов, а до конца века — более 40 тыс. 97% чешских семей осели в селах. Так появилось немало чешских сел — Глинск, Мирогоща, Семидубы, Молодаво, Страклов, Княгинин, Боратин, Малин...
Семья Тенглеров в 1870 г. приехала из Чехии в практически необжитые места. Вокруг — леса, кустарники, болота. Дешево купили землю у местного помещика. Вместе с другими переселенцами корчевали леса, прокладывали шоссейные дороги. Поселились в землянке и начали обживаться. Чтобы сохранить урожай и содержать скот, Тенглеры поставили сначала ригу, овин, хлев, со временем — кузнечные и столярные мастерские, а уже потом построили типичный чешский дом, трехкамерный, — со спальней, кухней и кладовкой. Так разрасталось село Молодаво, куда переселились 55 чехов.
Чешские поселенцы выращивали разнообразные культуры, которые на Волыни, из-за нехватки средств для возделывания, почти не сеяли — кроме зерновых, а также сахарную свеклу, картофель, клевер, люцерну. Прежде поля в этой местности обрабатывали деревянной сохой, жали и молотили вручную. А чехи привезли с собой металлические плуги, бороны, культиваторы. В качестве удоберния использовали навоз, поэтому получали высокие урожаи. Типичный, почти анекдотический, случай: "Местный хозяин сложил кучу навоза и уже готовится его выбрасывать. Приходит чех, которому нужно это органическое удобрение. Украинец обрадовался, что "дурак-чужеземец" заберет ненужное. И каким же было его удивление, когда чех вытянул деньги, чтобы заплатить". Волынские чехи продолжили знаменитые традиции выращивания, сушки хмеля и пивоварения. Только в Дубенском уезде они основали несколько пивоварен — в Дубно, Мирогоще, Семидубах.
Приезжие разводили коней, коров, свиней. Производили молокопродукты, которые реализовывали на экспорт. Или сдавали сырье на основанные своими земляками молокозаводы, густой сетью покрывшие Волынь.
"У каждой чешской семьи было правило и обязанность — вырастить сад, — рассказывает потомок семьи Тенглеров Эмилия Куроченко. — Высаживали черешни, яблони, груши и заключали долгосрочные договоры на продажу плодов. Не было чеха, у которого не было бы около дома цветника. У нашего народа была философия радости, положительной энергии, успеха. Чехи не использовали питьевую воду прямо из земли, дабы не подвергаться инфекционным болезням. На новой родине они копали колодцы, обшивали их деревом, позднее выкладывали из кирпича. И потому заболевания в нашей местности холерой, скарлатиной практически прекратились"...
На Волыни переселенцы разрабатывали каменоломни, имели в собственности кирпичные заводы, цеха для изготовления черепицы, мастерские для ремонта сельскохозяйственных машин, большие слесарни и другие мастерские. А в Здолбунове чехи — братья Еленики в 1884 г. построили цементный завод, сохранившийся до наших дней и являющийся ведущим предприятием области.

Подальше от политики. Но политика — рядом
В подъеме национального сознания чехов не была заинтересована ни одна власть. До 1890 г. школ с чешским языком обучения на Волыни было более 30. И только четыре—пять из них финансировало государство. Но, начиная с 1887 г. и вплоть до революции 1905—1907 гг., царское правительство перевело все чешские школы на программы с русским языком преподавания. Следующая власть — польская — разрешала открывать чехам в западной Волыни как национальному меньшинству только частные школы. Таких школ было 13. А в восточной Волыни (находившейся под властью Советов) чехов постигло иное бедствие — их школы не были обеспечены учебниками и квалифицированными учителями.
Волынские чехи от политики держались в стороне. Зато политика интересовалась ими. Неблагонадежные чешские учителя подверглись репрессиям. Например, в 1927 г. состоялся первый политический процесс над двумя учителями-чехами, а за четыре года были осуждены еще двенадцать человек. Едва ли не самым важным достижением в образовании чехов Волыни стало знание языков. Находясь под властью разных режимов, они выучили немецкий, украинский, польский и русский языки.
Царское правительство только на словах гарантировало чехам (католикам и протестантам) свободу вероисповедания. Во избежание преследований они были вынуждены принять православие. Чувство достоинства и национальной идентичности волынских чехов поддерживали газета Hlas Volyne и "Семейный календарь волынских чехов". Умея работать, этот народ умел и отдыхать. Уже в начале 1920-х в Дубенском уезде у чехов были собственные клубы с движущимися сценами, декорациями. Ставились пьесы, в частности и украинских писателей, организовывались балы, танцы.
Перед Первой мировой войной украинцы создали спортивное общество "Сокол". Почти одновременно волынские чехи основали собственную организацию с таким же названием.
Отец пани Эмилии Иосиф Тенглер вместе с единомышленниками организовали ячейку чешского "Сокола" в Молодаво. Они установили спортивное оборудование, сделали беговую дорожку. Дважды в неделю проводили тренировки по легкой атлетике, гимнастике, футболу. Со временем построили дом со спортзалом, в котором практиковали игровые виды спорта. В эту организацию вошло женское общество самаритянок, активной участницей которого стала Ольга — мать Эмилии. Действовала пожарная команда со своим арсеналом, флагом — она тушила пожары в селах уезда. В пожарники отбирали строго: нужно было пройти военную подготовку, сдать экзамены.
Когда началась Вторая мировая война, волынские чехи воевали против нацизма на разных фронтах, в частности во Франции, Северной Африке, Англии. Но больше всего их в составе Красной армии прошло боевой путь на востоке, приняв участие в освобождении Харькова, Киева и других городов. А на начало 1944-го, согласно призывным протоколам, почти 12 тыс. чехов из Волыни вступили в 1-й Чехословацкий армейский корпус в СССР. Нередко приходили туда целыми семьями — отец с двумя-тремя сыновьями. Печальная статистика: 1480 волынских чехов погибли, умерли от ран или пропали без вести. Почти 650 человек чешской национальности отдали жизнь, воюя в Войске Польском, советских партизанах и польской Армии Крайовой.
Из Молодаво и окружающих сел в Чехословацкий корпус добровольно пошли 117 мужчин. Был среди них и Иосиф Тенглер. Они участвовали в Восточно-Карпатской операции, кровопролитных боях на Дуклинском перевале, освободили от немецких войск значительную часть западных Карпат, дойдя до Праги. В марте 1945-го на словацкой земле, в Липтовском Микулаше, Иосиф Тенглер погиб от пули немецкого снайпера. Домой с этой войны не вернулись два десятка молодавских чехов...
На историческую родину
Осенью 1945 г. начались переговоры между правительством ЧФСР и СССР о переселении чехов с Волыни на историческую родину. Советское правительство медлило. И только в июле 1946-го Иосиф Сталин по личной просьбе президента Чехословакии Эдварда Бенеша подписал договор. Первый транспорт из Дубно выехал
30 января 1947 г., а операция возвращения чехов на родину продолжалась 109 дней. Переселились более 33 тыс. человек.
В селе Молодаво осталось только девять семей, наотрез отказавшихся выезжать. О глубоком следе чехов на этой земле до сих пор напоминают оригинальные дома, покрытые черепицей, и... два кладбища, за которыми ухаживает Эмилия Куроченко.
Земли, скот, сельскохозяйственный инвентарь волынских чехов были насильственно коллективизированы. На некоторые чешские села, расположенные вне исторических границ бывшей Волынской губернии, договор о переселении не распространялся. И потому их жители, как, например, из села Комаровка неподалеку Бродов, несколько десятилетий ощущали "прелести" колхозной жизни. Но чехи справлялись. Благодаря трудолюбию и хозяйственной сообразительности представителей этой национальности колхозы в чешских селах стали одними из самых лучших в Украине.
В места выселенных чехов советское правительство пригласило словаков, живших там до начала 1970-х. Затем началась их массовая эмиграция в Чехословакию, украинские города Ужгород, Одессу. Чехи из Чернобыльской зоны тоже захотели вернуться на историческую родину. В рамках гуманитарной акции 1991—1993 гг., организованной правительствами Чехословацкой Федеративной Республики, а со временем Чешской Республики, в Чехию переселились 1812 человек.
"Признаваймося, 
бо небагато нас є"
По переписи населения в 2001 г., в Украине осталось меньше 6 тыс. чехов, а на Волыни — около 2 тыс. В частности, в Дубенском районе проживают почти 300 человек. И для того, чтобы волынские чехи не теряли своей национальной идентичности и сплачивались, в Луцке и Дубно были созданы и действуют чешские культурно-образовательные общества.
В 1991 г. было основано единственное в Ривненской области чешско-словацкое общество, перерегистрированное в 2003-м в чисто чешское общество "Строповка". Глава этой организации Антонина Пономаренко рассказывает о направлениях ее деятельности:
— У нас действует соглашение о сотрудничестве городов-побратимов — украинского Дубно и чешского Уничево. В рамках настоящего договора наши дети ездят туда на летний отдых, а также учатся в уничевской гимназии и таким образом познают свои корни. При дубенском городском доме культуры уже десять лет работает кружок по изучению чешского языка, при нем есть библиотека. Учебной и художественной литературой помогают наши чешские друзья — общество "Дружбы волынских чехов". А дубенское общество традиционно отмечает религиозные праздники, в частности Рождество и Пасху, и национальный — День провозглашения Чешской Республики. Мы провели три международных конференции, посвященные проблематике переселения чехов на Волынь, в прошлом году издали книгу "Спогади волинських чехів про Волинь". А в июле этого года вспомним трагическую дату — 70-летие уничтожения немецкими карателями 374 жителей села Чешский Малин. К слову, нацисты забрали жизнь 132 человек Украинского Малина. Сейчас это одно село — Малин в Млиновском районе.
Высоких результатов и успехов чехи достигали не коварством или обманом, а благодаря трудолюбию, предприимчивости, интеллигентности. О многих известных людях общественность почти не догадывается, что они происходят из чехов или словаков, живших в Украине. Например, известный писатель, автор романов "Лебедина зграя" и "Зелені млини" Васыль Земляк, — на самом деле Вацлав Вацек, знаменитый словацкий хоккеист Петер Бондра родился в Луцке... Нива, вспаханная чехами на Волыни полтора века назад, в украинской истории останется навсегда.
Роман Якель  ZN.UA

Комментариев нет:

Отправить комментарий