Сколько раз вам пришлось провожать на помойку из недр своего холодильника заскорузлый сыр, ветчину не первой свежести или заплесневевший хлеб, одновременно порицая практики магазинов, которые предпочитают выбросить сотни килограммов мяса или овощей, нежели продать их по низкой стоимости? С целью обратить внимание общества на чрезмерную утилизацию пищевых продуктов 10 сентября в Праге организуется хэппенинг в виде мегаугощения для тысячи людей, приготовленного из того, что могло оказаться в мусорных контейнерах.
На бесплатный обед для пражан и гостей столицы, который состоится в нижней части Вацлавской площади 10 сентября с 11 до 15 часов, приглашают организаторы мероприятия Zachraň jídlo («Спаси пищу»). Гражданские активисты стремились завязать контакты с представителями различных торговых цепочек и привлечь их на сторону проекта, призванного продемонстрировать, что выбрасываемые теми же сетями продукты могут еще сослужить добрую службу. С одними из них общаться проще, с другими – сложнее. В любом случае, многое зависит от того, какова в целом политика той или иной корпорации, заключает координатор мегаугощения Томаш Сыкора:
«Проще было договориться с британской сетью супермаркетов Tesco или с сетью оптовых магазинов Makro. Например, Tesco в Великобритании уже тесно сотрудничает с продуктовыми банками и предоставляет им продуктовую помощь, и они пошли нам навстречу. С остальными торговыми цепочками, к сожалению, найти общий язык пока трудно, но мы надеемся, что именно с помощью этого мероприятия нам удастся найти отклик у общественности и повлиять на то, чтобы отдельные цепочки супермаркетов стремились к сотрудничеству с продуктовыми банками и не переводили продукты понапрасну».
- Чем, в частности, помогут вашему мероприятию Tesco и Makro - в ход, насколько я понимаю, пойдут не только продукты, у которых срок «использовать до» примерный?
«Они предоставят нам пищевые продукты, которые были бы ими выброшены, хотя и являются пригодными для употребления в пищу. Продуктовые сети часто уничтожают продукты, упаковки которых повреждены или на которых срок годности указан неверно, при этом продуктовые банки принимают таковые продукты и передают их некоммерческим организациям, благодаря чему они могут использоваться приютами для матерей-одиночек, детдомами и другими нуждающимися в подобной помощи».
Инициаторы хэппенинга хотят также обратить внимание на повсеместную утечку того, что может быть еще использовано, на то, сколько продукции, включая сельскохозяйственную, теряется или разбазаривается в системе пищевого производства.
«На полях остаются несобранными кривые огурцы или горбатая морковь, так как их не продать, в магазинах чрезмерное внимание уделяется внешнему виду продукта – стоит овощам чуть увянуть, как их изымают из продажи. Грешит, в свою очередь, и потребитель, который зачастую покупает больше, чем ему требуется, поэтому ему приходится что-то выбрасывать. И на этом вопросе мы хотели сосредоточиться».
Ядро проблемы, однако, отнюдь не только в заведомо порочной стратегии отдельных продуктовых корпораций.
«С продуктов, которые безвозмездно передаются цепочками, например, Продуктовому банку, сети супермаркетов обязаны заплатить налог в размере 15%, что совершенно абсурдно, так как Продуктовый банк дарит продукты на благотворительные цели, поэтому в ряде случаев им выгоднее ликвидировать пищевые продукты, чем их подарить. В большинстве стран Евросоюза продукты, которые предназначаются для благотворительных организацией, освобождены от такого налога, однако в чешском законодательстве этот пробел еще существует, поэтому эту проблему следует решать на политическом уровне».
- Справиться с таким числом столующихся непросто – вы готовы к такому напору?
«Многие проблематикой этого хэппенинга заинтересовались, каждый день нам звонят новые добровольцы и предлагают свою помощь. Мы, конечно, опасаемся немного, что на Вацлавскую площадь может прийти более тысячи человек, и на всех еды не хватит, однако мы предполагаем, что те, кто придут, скорее хотят выразить поддержку идее не разбазаривать пищевые продукты. Поэтому угощение – оно действительно будет рассчитано на тысячу порций – будет выступать скорее в роли символа», - подчеркивает Томаш Сыкора.
Комментариев нет:
Отправить комментарий