Интервью с Павлом Поржизеком, главой администрации омбудсмена (защитника прав человека) Чехии посвящено предоставлению убежища и статуса «дополнительной охраны» на территории Чешской Республики.
В самом конце первой части нашей беседы Павел Поржизек объяснил, что попросить убежище человек можно только в том случае, если он уже находится на территории Чехии. То есть, прежде всего, надо как-то попасть в страну. А так как Чешская Республика — «внутренняя страна» ЕС, то единственный путь — на самолете. Если иностранец въедет в Чехию по суше, скажем, через Словакию или Польшу, то по действующим правилам его вернут в те страны, транзитом через которые он приехал. И обращаться с просьбой об убежище человеку придется в той же Словакии или Польше.
Убежище можно попросить прямо на границе, то есть в аэропорту, а также в любом отделении полиции по делам иностранцев или в лагере беженцев, куда вы приедете самостоятельно. Правда, для этого нужно знать адрес этого лагеря.
Права человека и обязанности государства
— Господин Поржизек, может ли случиться такое, что иностранец обратится к работнику пограничной полиции в аэропорту, попросит предоставить убежище, а ему откажут и моментально депортируют?
— Однозначно нет. У него есть право подать заявление, и в течение всего времени, пока оно будет рассматриваться, этот человек обладает статусом просителя убежища. Человек получает множество прав, а государство несет определенные обязательства перед ним. Например, если просителю негде жить, то его обязаны заселить сначала в приемный, то есть временный лагерь, а потом в центр для постоянного пребывания. Людей обеспечат едой в соответствии с установленными государством стандартами. Во время рассмотрения дела в первой инстанции человек имеет полное право находиться на территории Чехии. Потом все зависит от того, какое решение принято. В большинстве тех случаев, когда в убежище отказано, то во время апелляции в областном суде и возможной последующей апелляции в Верховном административном суде, у иностранца сохраняется это же право на пребывание на территории страны. Однако в определенных случаях, например при подаче повторного заявления с просьбой об убежище, человек, ожидая, пока суд рассмотрит уже новое его дело, не имеет права находиться в Чехии.
Пять основных причин для убежища
— Граждане Беларуси, обращающиеся с просьбами предоставить убежище, получают его, я бы сказал, достаточно часто. Так как в Европе говорят о том, что Лукашенко — диктатор, и в его стране не действуют законы. В наши дни граждане России, при сложившемся отношении Европы к Путину и с учетом возникшего напряжения, имеют больше шансов на получение убежища, чем несколько лет назад?
— Вся система работает совсем не так. Понятие, кого считать беженцем исходит из Женевской конвенции о статусе беженцев, принятой в 1951 году, а также европейского права. Проситель убежища должен доказать, что его уже преследуют или же есть обоснованный страх преследования по одной из пяти причин. Расовому признаку, национальности, политическим взглядам, принадлежности к определенной социальной группе или вероисповеданию. Чтобы кто-то мог получить убежище, ему там, в его стране, должно угрожать долгосрочное тюремное заключение. Или опасность для жизни. Или даже пытки. Я не думаю, что современная геополитическая ситуация или взаимоотношения Чехии и России могут повлиять на то, что любому россиянину автоматически дадут убежище. Вероятность получения убежища есть, к примеру, у человека иудейского вероисповедания или иного цвета кожи, который преследуется в России до такой степени, что существует угроза для его жизни, вероятность тюремного заключения, а также отсутствие шансов рассчитывать на защиту со стороны правоохранительных органов.
Что такое «дополнительная охрана»?
— Иностранец может получить в Чехии убежище или статус «дополнительной охраны». В чем разница между этими понятиями?
— Все это указано в нашем Законе об убежище. Убежище предоставляется в случае индивидуального преследования по одной из пяти причин, о которых я сказал. Статус «дополнительной охраны» — это понятие европейского права, о котором не говорится в Женевской конвенции. Но оба статуса стремительно приближаются друг другу. Правда, убежище предоставляется навсегда, а «дополнительная охрана» — только на тот период, пока в стране, откуда приехал человек, есть те «опасности и риски», на основании которых он и получил этот статус. Я объясню. «Дополнительную охрану» можно получить в нескольких случаях. Вероятность пыток, унижение человеческого достоинства, гражданская война, насилие в отношении мирного населения, повышенный риск для жизни. В чешское законодательство, что не соответствует принятыми нами международными обязательствами, пока не включена восьмая статья Европейской конвенции защиты прав человека. Это защита семейной и частности жизни. Нет пока в чешском законодательстве и пункта о предоставлении «дополнительной защиты» в случае угрозы смертной казни. Вот основная разница между понятиями «убежище» и «дополнительная охрана».
«Степень достоверности»
— Для того чтобы попросить убежище, иностранцу нужно привезти с собой доказательства преследования на родине? А если да, то не кажется ли вам странным, чтобы человек обращался в полицию своей страны с просьбой дать ему справку, что эта же полиция его регулярно избивает?
— Процесс принятия решения о предоставлении убежища имеет свою специфику. Если, предположим, иностранец сидел в тюрьме и у него есть возможность привезти решение суда, приговорившего его к заключению, то это конечно неплохо. Но в большинстве случаев показания просителя основаны на его утверждениях и рассказе о том, что происходило с ним на его родине. Затем власти оценивают «степень достоверности» показаний просителя. Все, что сказал человек, анализируется и сравнивается с информацией о реальной ситуации в стране, в которой тот жил. МВД в качестве источника обязано использовать не только данные МИДа Чехии, но и неправительственных организаций, таких как, к примеру, Amnesty International или Human Rights Watch, которые занимаются защитой прав человека. И только потом МВД, уже с учетом показаний просителя и информации, полученной из разных организаций, решает, есть ли основания предоставить человеку убежище.
Рекомендательные письма не помогут
— А если у просителя есть рекомендации? От какого-то знаменитого в прошлом диссидента, авторитетного политика, бывшего или даже действующего министра иностранных дел Чехии? Такая рекомендация поможет при рассмотрении вопроса о предоставлении убежища?
— У человека может быть рекомендация хоть от Господа Бога, но все равно власти Чехии будут рассматривать дело в соответствии с международными правилами предоставления защиты. Другое дело, если у просителя будет, скажем так, подтверждение от какого-то авторитетного человека, что предоставляемой им информации можно доверять, что этому человеку на самом деле что-то угрожает или что его правда преследовали. Это конечно поможет, особенно если письмо, как вы сказали, будет от министра иностранных дел. Но просто рекомендации от кого-то для получения убежища недостаточно.
К мусульманам отношение не изменилось
— Повлияла ли сильно возросшая в Европе, в том числе и в Чехии, исламофобия на дела людей, обратившихся с просьбой предоставить им убежище? Мусульманам отказывают чаще, чем христианам или представителям других религий?
— За последнее время мы не получили ни одной жалобы, что при рассмотрении вопроса об убежище или получении вида на жительство с кем-то обращались хуже или относились к нему предвзято потому, что он мусульманин. Если человек соответствует всем критериям для получения им убежища, то неважно, мусульманин он или нет. Убежище должно быть предоставлено. Приведу пример. В прошлом году мы занимались одним вопросом, связанным с воссоединением сирийских семей. Некоторые люди уже находились в Чехии, а их родственники — даже не в Сирии, а и в Ливане, и в Турции, и в странах северной Африки. Тем не менее, МВД и МИД Чехии оказали всем им полное содействие. Чешская Республика старается идти навстречу в случаях воссоединения семей. Большинство тех же беженцев из Сирии, которые приезжают к нам, в результате получают статус «дополнительной охраны». Как сирийцы-христиане, так и сирийцы-мусульмане.
90 дней или несколько лет
— В течение какого времени власти Чехии принимают решение предоставить или не предоставить иностранцу убежище?
— Тут все индивидуально. В нашем законе написано, что срок рассмотрения заявления — 90 дней. Но при этом закон сразу же дает властям право этот срок продлить. Как там написано, в том случае, если за 90 дней работники МВД не успевают решить вопрос. Раньше МВД продлевало срок рассмотрения дела очень многим автоматически, но под нашим давлением ситуация изменилась. Сейчас в МВД есть внутренняя инструкция, правила, в которых указано, что они не могут продлевать этот срок всем, кому захотят, не имея на это оснований. Теперь власти должны принимать во внимание обстоятельства каждого конкретного дела. У меня есть достоверная информация, что за последние год-полтора ситуация со сроками рассмотрения дел улучшилась. Хотя, конечно, есть случаи и исключения, о которых мы знаем, когда вопрос о принятии решения длится несколько лет.
А если у человека ВИЧ?
— Если у человека ВИЧ или СПИД, а на родине его по этой причине преследуют, угрожают ему, избивают, травят? Болезнь — основание для получения убежища или статуса «дополнительной охраны»? Ведь многие страны, включая Чехию, даже отказывают в долгосрочных визах тем, кто чем-то болен...
— Да, это так. Чешские законы разрешают в случае принятия решения о предоставлении долгосрочной визы или разрешения на пребывание, потребовать от человека справку об отсутствии инфекционных заболеваний. Если вы больны, то в разрешении на пребывание вам, скорее всего, откажут. Однако давайте рассмотрим эту ситуацию несколько иначе. Предположим, вы уже в Чехии, у вас ВИЧ и вы просите предоставить вам убежище. Тут возможны два варианта. Если человек тяжело болен, то ему могут дать убежище по «гуманитарным причинам». По моей информации, МВД страны несколько раз подобное делало. И второй путь — это уже очень сложные юридические процедуры. Я знаю пример, когда Европейский суд по правам человека посчитал, что депортировать больного ВИЧ на его родину противоречит третьей статье Европейской конвенции о защите прав человека, то есть пункту «запрещение пыток». Так как у себя дома тот иностранец не смог бы лечиться. Однако, при принятии последующих решений в подобных ситуациях, Европейский суд по правам человека по разным причинам все же старался ограничивать применение этой статьи. Но на практике, идти по одному из этих двух путей вы можете только в том случаем, если уже оказались на территории Чешской Республики. Если о вашем диагнозе узнают, когда вы еще у себя на родине, ты вы просто можете сюда, к нам, и не попасть.
Контрольные механизмы
— Я часто слышал мнение о том, что получить убежище в Чехии достаточно сложно. Что в той же Германии или странах Скандинавии эти вопросы решаются быстрее и легче. Что вы об этом думаете?
— Посмотрите на статистику, на процент людей, которые получили в Чехии убежище или статус «дополнительной охраны». Этот процент высокий. А именно — почти одна треть от тех, кто подал заявление. Я не считаю, что у нас при рассмотрении вопросов о предоставлении убежища царит какое-то беззаконие. Тут еще важен следующий момент — всегда можно подать апелляцию в суд. Я знаю множество судебных решений, которые служат доказательством того, что в Чехии достаточно хорошо действуют контрольные механизмы. Как раз для того, чтобы при принятии решений о предоставлении убежища не возникали случаи проявления произвола.
Комментариев нет:
Отправить комментарий