ще издалека приближаясь к барочному госпиталю Кукс, странник увидит застывшие в грандиозном движении, словно в минуту окаменевшие в стремительном порыве, изваяния, украшающие обе стороны просторной террасы. Эти скульптуры появились здесь не случайно, а по задумке владельца местного имения графа Франтишека Антонина Шпорка.
Одной из главных достопримечательностей, привлекающих многочисленных гостей в госпиталь Кукс, является живописный пейзаж. Еще издалека внимание путешественников притягивают величественные скульптуры, грандиозно возвышающиеся над балюстрадой по обеим сторонам. Как и все скульптуры барочной эпохи, они поражают своей эмоциональностью и даже некоторым надрывом – ощущение, словно вы оказались в окаменевшем царстве. Кукс, который многие считают замком, а на самом деле – это бывший госпиталь – место само по себе странное. Позаботился об этом его не менее странный владелец – Франтишек Антонин Шпорк. Франтишек Антонин любил жить на широкую ногу. При этом после обильных возлияний и шумных празднеств он любил предаваться уединению, и подолгу в ночи, сидя в своей резиденции – некогда стоявшем напротив госпиталя замке Кукс – молился, глядя на огонь лампады, горящей в костеле Святейшей Троицы. Именно этот странный человек и решил обратиться к тирольскому скульптору Матиашу, или по-немецки – Маттиасу Бернарду Брауну.
В то время Матиаш Бернард Браун, родившийся в 1684 году в небольшой деревеньке в центральном Тироле, уже несколько лет проживал в Чехии и постепенно достиг вершин барочного мастерства. Разные историки искусства расходятся в определении времени и причинах его прихода в чешские земли. Наиболее вероятной версией на сегодняшний день считается совместный интерес к его деятельности, проявленный цистерцианским монастырем в Пласах неподалеку от Пльзени и графом Франтишеком Антонином Шпорком, который познакомился с Брауном, по всей вероятности, еще в 1704 году во время путешествия графа Шпорка в Италию. Италия в тот период была колыбелью и главным центром барочной скульптуры, и многие скульпторы ездили туда учиться мастерству. Не был исключением и молодой Матиаш Браун.
По прибытии в чешские земли популярность скульптора быстро распространилась, причем его мастерство стало востребовано не только среди заказчиков со стороны церкви, но и среди светских феодалов. В 1708 году Браун начинает творить по заказу Плаского цистерцианского монастыря. В это же время начинается украшение скульптурами пражского Карлова моста. И на нем Браун представил свои работы – скульптурную группу Святой Лютгарды с Христом и скульптуру святого Иво. Скульптор открывает в Праге свою мастерскую, где, помимо него, работает шестеро его подмастерьев.
С 1710 по 1712 годы Матиаш Бернард Браун вместе со своими помощниками работает в чешской провинции. Одним из объектов его творчества стало поместье Кукс, принадлежавшее Франтишеку Антонину Шпорку. Шпорк пригласил Брауна для создания сначала шести, но затем было создано восемь – аллегорических фигур к скульптурной группе Заповедей блаженства для украшения террасы перед костелом Наисвятейшей Троицы. Вероятно, с того времени граф Шпорк стал исповедовать идеалы христианской веры. Но, одновременно, он стал посредством эскизов к скульптурам создавать карикатуры на негативные свойства человеческого характера. Этот факт хорошо заметен по количеству таких скульптур, которые заказал Шпорк еще до прихода Брауна для своих имений. Для него была важна не только художественная сторона процесса, но продвижение собственных идей, собственной правды. В лице Матиаша Брауна граф Шпорк нашел отличного воплотителя своих абстрактных представлений. Скульптуры заповедей блаженства появились во временном отрезке с 1712 по 1715 годы при участии местных каменщиков, которые вытачивали скульптуры по эскизам мастера. О них говорят, что они не отличаются высоким мастерством. За ними следовала скульптура «Религия», появившаяся в 1717 году, которая, напротив, относится к ключевым произведениям Брауна. Но настоящей жемчужиной, влекущей в наши дни в Кукс, стали аллегорические фигуры двенадцати Добродетелей и Пороков, появившиеся за довольно короткий период с 1719 по 1720 годы.
«Сейчас мы с вами находимся в помещении бывшей больницы, где раньше стояло 34 постели для пациентов. Но сегодня вы здесь можете видеть коллекцию, состоящую из 24 скульптур Добродетелей и Пороков, кроме одной не сохранившейся скульптуры порока, а именно – Обмана. Каждая из этих скульптур изображает свойство человеческого характера. Эта коллекция уникальна в европейском масштабе. Как правило, пороки и добродетели изображались по две-три отдельные скульптуры. Благодаря тому, что ныне они здесь в лапидарии, собраны все вместе в небольшом пространстве, то выглядят они невероятно импозантно. Тем не менее, первоначально эта группа скульптур находилась перед госпиталем, где ныне с каждой стороны – на восток и на запад от костела Наисвятейшей Троицы размещены копии скульптур Добродетелей и Пороков. В центре лапидария стоит одна из красивейших барочных скульптур в Чехии – изображение «Религии». Если представить себе, что она создавалась из массива песчаника весом пять тонн, то вы будете поражены, что способны создать человеческие руки. Это поистине апогей барочного искусства в Чехии», - рассказывает смотритель госпиталя Кукс Либор Швец.
Как мы уже отмечали, группа скульптур Добродетелей и Пороков появилась в 1719-20 годах, и возникновение их в столь краткий период дает основания полагать, что в их создании принимали активное участие все подмастерья из мастерской Брауна. Ряд, представляющий человеческие добродетели представляет Веру, надежду, Любовь, Терпение, Мудрость, Мужество, Целомудрие, Усердие, Щедрость, Искренность и Справедливость. С другой стороны, перед правым крылом госпиталя Кукс, начиная от Ангела Смерти в западном направлении стоят скульптуры пороков: Гордость, Жадность, Похоть, Зависть, Обжорство, Гнев, Лень, Отчаяние, Легкомыслие, Клевета и Хитрость.
«Здесь мы видим скульптуры уже серого цвета – естественного цвета песчаника. Тем не менее, ранее они были полихромными, то есть раскрашенными. Так что гости курорта, посещавшие его ранее, становились частью своеобразного барочного театра. Морализация человеческого поведения начиналась фигурами Ангелов блаженной и жалостной смерти. Фигурой Ангела жалостной смерти начинался ряд Пороков. Она изображает Ангела, плачущего над человеческими пороками, существующими на свете. У каждой скульптуры имеются атрибуты, символизирующие конкретный порок или добродетель. Например, около фигуры Обжорства мы видим поросенка. У фигуры Усердия мы видим петуха, что символизирует ранние утренние подъемы, а, как известно, кто рано встает, тому Бог дает. Так что у любой скульптуры можно найти характерные атрибуты», - продолжает Либор Швец.
Скульптуры возникали таким образом, что Матиаш Бернард Браун создавал небольшую модель скульптуры из дерева, а на ее основе подмастерья вытесывали из песчаника статуи. О том, что скульптуры создавались различными людьми, свидетельствуют незначительные различия в манере исполнения. Это дает право представлять Брауна в данном грандиозном проекте как успешного скульптора-предпринимателя, способного удержать коллектив подмастерьев и создать столь грандиозное произведение в гармоничной стилевой линии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий