Путь к долгосрочной чешской визе нелегок. Надо собрать документы, подтверждающие цель пребывания, прописаться в Чехии, доказать, что ты не гол как сокол. Потом надо подать заявление, пройти собеседование в консульстве и надеяться на удачу, так как долгосрочную визу получают далеко не все (в России количество отказов приближается к 50 процентам). Однако, пожалуй, самое большое препятствие ждет всех претендентов в самом начале пути. На подачу заявления и собеседование надо записать заранее, на специальном сайте чешского МИДа visapoint.eu. И это совсем не просто.
Своим опытом поделилась женщина, решившая не называть своего имени. Она пыталась зарегистрироваться для подачи заявления на получение студенческой визы в Казахстане для своей родственницы. Уже вначале мы оговоримся, и официальные чешские источники это подтверждают, что подать заявление именно на студенческую визу и именно в Казахстане, пожалуй, тяжелее всего.
- Записаться на прием в чешское посольство в Казахстане оказалось не просто тяжело, а просто невозможно. На сайте посольства написано, что надо записываться по Интернету, на странице visapoint.eu. Вот мы два месяца просидели в Интернете, вся семья и наши друзья, здесь в Чехии, в Казахстане и даже в Москве. Мы заходили на эти страницы в разное время дня и ночи и пытались записаться. У нас ничего не выходило в течение двух месяцев. Все время сайт писал: «извините, сейчас нет мест, зайдите через несколько дней». Мы отчаялись. Я заходила в разные дискуссии в Интернете, где идет обсуждение темы, как попасть в посольство в Казахстане. И тут я начала получать на свою электронную почту письма от людей, которые предлагали записать нас на прием в чешское посольство. Я им написала: «как вы это можете сделать?». Они ответили: переведите деньги на наш счет, и мы вас сразу запишем. Я сначала не хотела этого делать, я пыталась все сделать законным путем. Но потом поняла, что учеба скоро начнется, а мы даже не записаны на прием. Я отчаялась и перевела им деньги через банк. В ту же ночь я получила мейл, что мы записаны. Переписка у нас шла на русском языке, их банковский счет был, наверное, в Москве.
- Как именно это все прошло? После того, когда вы заплатили, вы даже не заходили на сайт visapoint.eu?
- Нет, они нас сами записали и послали нам скрин-шот. Я потом зашла на сайт и проверила. Да, мы действительно были записаны. Они сначала просили тысячу евро. Я их просила, можно ли сделать подешевле? Мы торговались, торговались, в итоге я заплатила 800 евро.
- Я участвовала в этих форумах, оставляла там вопрос. Там можно найти разные советы, например, что надо заходить на сайт только в 11.40 ночи по пражскому времени, и только до 11.55 открываются «окна» и только по средам и по субботам, куда можно записаться. Мы и это попробовали, но ничего не вышло. Я там оставила вопрос, и они, видимо, нашли в Интернете мой адрес, сегодня это несложно.
- У вас сложилось мнение насчет того, кому эти деньги идут? Кто эти люди?
- Подозревать можно все, что угодно. У меня такое ощущение, что чешское министерство иностранных дел знает об этой проблеме, знает об этих коррупционных схемах. Они знают, что какие-то люди на этом делают деньги. Я сама бы очень хотела побороть эту коррупцию. Я сама встретилась с одним из чешских дипломатов, и он мне сказал, что чешский МИД знает, что существует такая огромная проблема в посольстве в Астане. Я говорю: «Но что с того, что вы знаете? Как вы можете помочь людям?». Он сказал, что министерство над этим работает. В любом случае, они знают, что люди вынуждены платить деньги. Получить чешскую визу законным путем стало практически невозможно, к сожалению.
Мы обратились за комментарием в чешское министерство иностранных дел. Как МИД противодействует использованию коррупционных схем в процессе оформления долгосрочных виз? Отвечает пресс-секретарь министерства Карел Шрол.
- Во-первых, я бы хотел высказаться по поводу понятия «коррупция». Мне очень не нравится, когда в связи с системой Visapoint употребляется такое слово. Словом «коррупция» мы могли бы описать ситуацию, когда какой-нибудь работник министерства иностранных дел берет деньги за то, что в системе Visapoint манипулирует с очередью людей, записанных на собеседование. Visapoint создавался как раз для того, чтобы воспрепятствовать подобным явлениям. Ни работники дипломатических представительств, ни служащие самого министерства не могут войти в систему и манипулировать данными.
Для пользователей, в нашем случае для заявителей, все-таки важен конечный результат. Если нельзя записаться, и на системе паразитируют какие-нибудь посредники, это все равно плохо, несмотря на то, что работники министерства и посольств никак не замешаны в нечистых практиках…
Карел Шрол: Мы признаем, что уже с первых дней начала работы системы Visapoint появляются жалобы. Мы проверяем такие жалобы. В подавляющем большинстве случаев люди жаловались на то, что они на протяжении долгого времени не смогли зарегистрироваться. Это связано с тем, что спрос на регистрацию многократно превышает предложение. Предложение, то есть количество свободных дат для подачи заявления и собеседования, исходит из пропускной способности наших консульских учреждений. Если в данном консульстве работают 4 – 5 человек, они физически не способны обработать пятьсот или тысячу заявлений в день. Я бы хотел отделить реально существующее явление трудного доступа к регистрации, которое связано с высоким спросом, от другой проблемы - возможных нелегальных практик определенных лиц, которые предлагают за деньги место в нашей виртуальной очереди на собеседование. По нашим сведениям, такие люди не сотрудничают с работниками наших представительств. Мы не исключаем, что где-то существуют посредники, которые при помощи специальных компьютерных программ выискивают свободные места в системе. Может быть, это не программа, а где-то просто сидят люди, которые в течение всего дня заходят в нашу систему и выискивают свободные места. Это им, конечно, дает преимущество перед обычными пользователями. Мы считаем, что такое, наверное, происходит, но категорически не согласны с тем, что кто-то мог проникнуть в систему и менять места в очереди. Мы регулярно проводим апдейт системы, в сентябре и ноябре прошлого года мы как раз улучшили защиту Visapoint от нелегального проникновения в систему.
- Что вы бы посоветовали человеку, которому не удается записаться в Visapoint, и у него возникает ощущение, что у него нет другой возможности, кроме как заплатить каким-то посредникам?
Карел Шрол: Я все-таки не соглашусь с тем, что нет другой возможности. Мы говорим о случае, который имел место в нашем представительстве в Казахстане. Visapoint предназначен для 28 визовых отделов в разных странах, и я могу заявить, что нам удалось решить все проблемы и недочеты системы Visapoint, и жалоб больше нет. Если говорить о Казахстане, то мы призываем заявителей, чтобы они не пользовались такими услугами, о которых вы говорите. В свою очередь, мы стараемся повысить пропускную способность нашего представительства. Однако, мы признаем, что наши финансовые возможности не позволяют повысить персональный состав консульского отдела. Ситуация такова, что если мы пошлем дополнительный персонал в Астану, нам придется отозвать такое же количество работников из другого места, и проблемы начнутся там. Мы считаем, что это не выход, поэтому мы не хотим поступать таким образом.
Немного статистических данных. В 2011 году посольство в Астане приняло 1153, а в 2012 году 886 заявлений на все виды долгосрочных виз и ПМЖ вместе взятые. Примерно 80 процентов заявлений было удовлетворено.
Министерство, кстати, надеется на содействие самых заявителей. Продолжает представитель министерства Карел Шрол.
- Я бы хотел обратиться ко всем с просьбой о помощи в решении подобного рода проблемы. Если вы столкнетесь с нелегальными практиками, вам будут предлагать за деньги какие-то услуги по регистрации в системе Visapoint, сообщите об этом чешскому представительству. У нас нет никакой другой возможности узнать о подобных явлениях. Если мы соберем информацию, потом мы можем реагировать и принять меры по улучшению ситуации, и усовершенствовать систему Visapoint.
Некоторые меры министерство уже приняло. Как уже было сказано, было проведено обновление программного обеспечения. Следующим летом, в пик сезона студенческих виз, МИД обещает выделить больше дат для подачи заявлений именно для студентов. Однако это означает, что в это время будет труднее подать заявление на другие виды долгосрочных виз.
Комментариев нет:
Отправить комментарий