Сотни тысяч животных гибнут на чешских автодорогах ежегодно. Столкновение с неожиданно выбежавшей наперерез автомобилю косулей или же кабаном может завершиться не только смертью зверя или последующим сообщением страховой компании о необходимости оплатить ремонт транспортного средства, но и человеческими жертвами. Чтобы подобное происходил как можно реже, Агентство по охране природы и ландшафтов Чехии составило карту, позволяющую автомобилистам определить участки автомагистралей страны, где подобные столкновения наиболее часты.
Любой, кто передвигается по чешским дорогам на автомобиле или же каждый день, добираясь на работу, пользуется автобусом, заметит множество бездыханных, окровавленных тел мелких животных – диких или полудиких кошек, ежей, зайцев – порой лежит вдоль обочин или даже непосредственно на проезжей части шоссе. Заметить мелкую живность и вовремя затормозить особенно трудно ночью, ранним утром или вечером. Случайно раздавленный ежик – это неприятный случай, испорченное настроение, необходимость на ближайшей заправочной станции или дома вымыть бампер и колеса. Однако столкновение с более крупным животным чревато серьезной аварией.
Любой, кто передвигается по чешским дорогам на автомобиле или же каждый день, добираясь на работу, пользуется автобусом, заметит множество бездыханных, окровавленных тел мелких животных – диких или полудиких кошек, ежей, зайцев – порой лежит вдоль обочин или даже непосредственно на проезжей части шоссе. Заметить мелкую живность и вовремя затормозить особенно трудно ночью, ранним утром или вечером. Случайно раздавленный ежик – это неприятный случай, испорченное настроение, необходимость на ближайшей заправочной станции или дома вымыть бампер и колеса. Однако столкновение с более крупным животным чревато серьезной аварией.
«Косуля весит около 20 килограммов, но если под колеса попадется кабан, то говорить приходится уже о 50-60 килограммах. Ущерб автомобилю в этом случае может быть нанесен гораздо более ощутимый, а возможны и человеческие жертвы. Крупное, тяжелое животное может привести и к полной ликвидации машины», - предупреждает егерь Йозеф Венгода. Чаще всего столкновения автомобилей с животными происходят в летнем сезоне.
«Особенно часты они, когда появляется и начинает самостоятельно передвигаться молодняк», - подтверждает Вацлав Главач из Агентства по охране природы и ландшафтов Чехии.
Критических мест на территории страны, где на шоссе можно столкнуться с косулями, выдрами, зайцами или же вездесущими ежами, много. В Крае Высочина на карте транзитной магистрали D1 ярким красным цветом отмечено сразу три наиболее опасных и для автомобилистов, и для животных отрезков.
Вацлав Главач: «Это места, где магистраль D1 пересекают миграционные коридоры. Здесь можно ожидать концентрированного передвижения крупных млекопитающих. Мы добиваемся, чтобы именно в этих местах транзитной дороги были приняты меры для свободного, безопасного прохождения животных. Это может быть и подвесной перекресток – экодук, или же возможно создание автомобильного моста, под которым живность также беспрепятственно может пройти».
Одним из мест, где, вероятно, будет построен экодук, является отрезок трассы между городами Гумполец и Йиглава, уточняет Вацлав Главач из Агентства по охране природы и ландшафтов Чехии: «Автобан здесь пересекает лесные территории. У нас есть данные, что через дорогу там переходят лоси и рыси. Сколько же раз в этом месте наперерез машинам выбегали косули или кабаны, сосчитать просто невозможно. С Дирекций автодорог мы как раз подготавливаем на этом отрезке, в рамках модернизации транзитного шоссе D1, план по строительству «зеленого моста» - экодука».
Экодуки считаются весьма действенным способом предотвращения гибели диких животных на дорогах при столкновении с машинами и профилактической мерой против аварий, в которых могут погибнуть люди. Такие сооружения успешно применяются во всей Европе. Однако найдутся в Чехии и противники строительства экодуков.
«Проблема в том, что для строительства экодуков необходимо правильно выбирать места. Если это сооружение построить на пражском автомобильном обхвате, то вложенные средства окажутся выброшенными на ветер. Животным такой экодук он не поможет. Нужно правильно выбирать места и обеспечить для животных доступ к ним, создать и сохранить пути подхода. В прошлом уже происходило так, что место было выбрано правильно, но мы не смогли воспрепятствовать застройке этих территорий. Близлежащий населенный пункт изменил свой территориальный план и разместил рядом с экодуком большой торговый центр, окружающие его территории также были немедленно застроены. Инвестиция пропала. Однако это не причина отказываться от создания экодуков. Они функционируют, ими пользуются все виды животных», - подчеркивает Вацлав Главач.
Крупные автомагистрали или же улицы с сильным движением опасны и для птиц. Пернатые, особенно мелкие, часто гибнут в окрестностях автотранспортных коммуникаций. Однако уже не от столкновения с машинами. Низколетящие птахи в холодное время года стягивающиеся к человеческим жилищам в поисках корма, часто гибнут, ударяясь о прозрачные стены, которые устанавливаются вдоль оживленных улиц и дорог для ограничения распространяющегося вокруг шума.
Под одной из прозрачных антишумовых стен, построенной вдоль дороги на подъезде к моравскому промышленному городу Острава, в 2008 году орнитологи нашли 150 мертвых птиц, относившихся к сорока разным видам.
На антишумовых прозрачных стенах, изготовленных из стекла или же пластика, чтобы отпугнуть мелких птиц, часто наклеивают специальные картинки - черные силуэты крупных пернатых, якобы хищных. Да вот только выбор для универсального силуэта сделан неправильно.
«Это просто смешно. Это же силуэты обыкновенного большого ворона, а это вовсе не какой-то крупный хищник. Картинки ради картинок, - характеризует попытку обезопасить мелких птиц орнитолог Яромир Чейка, который ныне решает проблему прозрачной антишумовой стены на пражской Карловарской улице, проходящей рядом с садом. - Я вообще не понимаю, почему их делают прозрачными из пластика, когда существует столько иных пригодных материалов».
Если же подобные прозрачные стены, например по эстетическим соображениям, и приходится строить, то их необходимо «разукрашивать» иначе, более пестрой и разнообразной цветовой мозаикой, а не пользоваться никчемными пластиковыми силуэтами, на которые птахи не реагируют, а чаще просто не замечают.
Radio.CZ Антон Каймаков
Комментариев нет:
Отправить комментарий