Сегодня мы отправимся к пражскому монастырю Эмаузы – обители монахов-бенедектинцев. Экскурсоводы Сергей и Александр Поликарповы расскажут об этом не слишком популярном у туристов памятнике, и о том, какой была жизнь в бенедиктинском монастыре в средние века.
АЧ: Сегодня мы с Сергеем Поликарповым и Александром Поликарповым находимся у Эмаузского монастыря, и говорить будем о его истории.
СП: Эмаузский монастырь один из самых красивых и исторически важных для Чешских земель. Он был основан Карлом IV для того, чтобы связать здесь в бенедиктинском духе восточную и западную христианскую религии, что символизируют переплетающиеся шпили главного собора.
АЧ: Вдруг кто-то не понял, что за монастырь мы имеем в виду. Давайте уточним, где он находится, с какого места лучше всего видны его башни.
СП: Рядом с Карловой площадью. Лучший вид на него открывается со стороны Смихова, от моста Франтишека Палацкого.
СП: Да. Бенедиктинский орден один из древнейших монашеских орденов на свете. Устав Святого Бенедикта был написан к 529 году, специально к основанию монастыря в Монто-Кассино в Италии. В связи с активным развитием христианской веры в 3 веке н.э. появлялось очень много ее превратных толкований, особенно в городах. Святой Бенедикт родился в итальянском городе Нурсия, его направили в Рим для изучения богословия, но, увидев Рим и его общество, он быстренько сбежал. А потом понял, что его путь – это отшельничество. Он переселился поближе к монастырю Субиаку и там изучал богословие. Позже он основал 12 общин по 12 братьев каждая, сам назначал аббата и диктовал монахам свои правила. А в 529 году в городе Монте-Кассино с рядом монахов-единомышленников основал собственный монастырь. Устав Святого Бенедикта можно свести к одному слогану: «Молись и работай». По уставу, который состоит из 73 положений, день монаха был разделен между молитвой и трудом. Утренняя молитва, днем три молитвы и самая тяжелая молитва ночная. И семь часов в день нужно было обязательно работать руками.
СП: Первый бенедиктинский и вообще самый первый монастырь в стране был основан в 976 году в Пражском граде. Это был монастырь Святого Георгия, и основала его Млада, сестра князя Болеслава II. Почему первым в Чехии был основан именно женский монастырь – интересный вопрос. Вероятно, Млада имела политические амбиции, и поскольку мальчики в княжеской семье были уже пристроены к другим делам, им было не до религии, она решила взять на себя религиозную роль. В 993 году брат Млады Болеслав II вместе с будущим Святым Войтехом основал в Бржевнове первый мужской монастырь бенедектинцев.
АП: Да, он действует, и относится, к сожалению, к столичным достопримечательностям второго ряда. Обычно их туристам не показывают. Чтобы попасть в монастырь, нужно проявлять к этому отдельный интерес. Сначала Эмаузский монастырь принадлежал к православному ряду - в литургиях использовался старославянский язык. Но Папа римский не мог потерпеть такого на своей территории - восточных славян удалили, а западных оставили. Однако восточные славяне-бенедектинцы отличились, написав евангелие в честь коронации первого постоянного наследного короля Пржемысла I Отакара. Это евангелие стало коронационной регалией всех последующих чешских королей. Интересно, что до этого бенедиктинцы написали еще одно евангелие, которое стало коронационной регалией французских королей и до сих пор хранится в Реймсе. Авторство этого более древнего евангелия приписывают Святому Прокопу, который основал в Чехии Сазавский бенедиктинский монастырь.
АП: Монахов он не встретит, потому что монашеская жизнь до сих пор строго отделена от светской. Но он сможет прогуляться по уникальной галерее амбита – если вспомнить фильм «Три мушкетера», то в том монастыре, в котором они спасали девушку, были примерно такие же интерьеры, сможет попасть в костел Девы Марии и насладиться им в полном одиночестве.
СП: Но богослужения там проводятся регулярно, и ведет их монах-бенедиктинец.
АП: А еще в Эмаузах можно осмотреть небольшой Императорский зал с кафедрой и пюпитром в виде орла с распростертыми крыльями. Там служили конкретно для императора Карла IV и последующих императоров, которые посещали монастырь.
АЧ: Известно, что во время войны монастырь случайно попал под бомбежку. Его помещения сильно пострадали?
АП: Довольно сильно. Башни у него современные, построенные взамен уничтоженных. Заметно это и внутри - на стенах, на колоннах, где камни лежат и старинные, и новые. Здесь прослеживается интересный закон парных случаев. Бенедиктинский монастырь был практически единственным зданием, на которое попали бомбы в Праге в 1945 году. И на территории Италии, в том самом Монтекассино, союзники в 1944 году до основания разрушили только бенедиктинскую обитель.
АЧ: Давайте вернемся в средние века. Какой была жизнь монастыря в то время?
СП: Средневековье и монастырь – это страшно. Три основы монашеской жизни бенедиктинцев – это молитва, работа и милосердие. Изначально говорилось только о работе руками, но позднее стали говорить о работе научной – изучении священных писаний. Почему произошел такой перекос, мы еще поговорим. Монахи должны были ночевать в очень холодных сырых кельях, спать в той же одежде, которую носили днем, некоторым запрещалось бриться. Многие принимали и обет молчания. Монахи обязаны были принимать паломников и странствующих монахов, но разговаривать с ними им порой тоже запрещалось. Для средневековых монастырей самой большой напастью был визит какого-нибудь правителя. Приезд короля мог быть смертельным для монастыря. На стол приходилось выставлять огромное количество яств.
СП: Конечно. Представьте, король приехал, а с ним 200 человек. Пока их всех накормишь. А если им понравится, они и три дня будут сидеть. Монастыри вынуждены были накапливать какие-то средства. По задумке Святого Бенедикта, монастырь должен был быть автономным. Но когда на него ложились дополнительные траты, он должен был на чем-то зарабатывать. Бенедиктинцы начали принимать пожертвования, хотя в уставе этого нет. Принимали пожертвования от учеников и от тех, кому помогли, принимали по завещаниям земли от дворян, от мещан. В XIII веке между бенедиктинцами и Римско-католической церковью возник огромный спор на предмет управления монастырями. Бенедиктинцы подчинялись епископу, на чьей территории они жили. Епископ назначал аббата, приора, внедрялся в жизнь монастыря. И бенедиктинцы первыми получили разрешение подчиняться только Папе – сделано это было для поддержания экономического баланса. Ведь бенедиктинцы приносили государству, императорам огромную финансовую выгоду.
Комментариев нет:
Отправить комментарий