Чехию обычно хвалят за хорошее состояние памятников культуры и архитектуры. На самом деле, как в Праге, так и в большинстве других городов, действительно тщательно заботятся о своих памятниках. И большинство из них сегодня в безупречном состоянии. К сожалению, есть и исключения. Именно об одном таком печальном исключении мы сегодня поговорим. Сегодня мы будем говорить о железнодорожном вокзале Вышеград, который находится в районе Прага 2 как раз под холмом Вышеград (Nádraží Praha-Vyšehrad, Svobodova 86/2, Praha 2, 128 00 Praha, Vyšehrad, Hlavní město Praha).
Либор Кукал. Здание является памятником архитектуры, но тем не менее оно находится в заброшенном и «плачевном» состоянии. Почему это так?
Олег Фетисов. Здание действительно сегодня находится в ужаснейшем состоянии и имеет даже немного устрашающий вид. В данный момент мы смотрим на здание, по которому сейчас трудно определить функцию. Скорее, оно сегодня напоминает заброшенный дворец, готовящийся под снос, чем здание вокзала.
Либор Кукал. Здание сегодня эксплуатируется железной дорогой?
Олег Фетисов. Здание сегодня не эксплуатируется. Оно не эксплуатируется уже на протяжении многих лет. Но это не значит, что там совершенно никого нет. Сегодня оно действительно «заколочено» и закрыто для населения и никто уже не может заглянуть во внутрь и увидеть каково состояние станции вокзала. Станция доступна лишь для одного человека — дежурного, который следит за порядком и выполняет функцию охраны здания.
Олег Фетисов. Я думаю, в первую очередь, дежурный сегодня охраняет здание от людей, которые имеют интерес к зданию, например бездомных.
Либор Кукал. А я думаю, что он следит не только за этим. Вокзал сегодня не работает как пассажирская станция: поезда здесь не совершают остановки для высадки и посадки пассажиров. Но через станцию продолжают проезжать поезда и их проезжает здесь достаточно много. По железнодорожной статистике их проезжает более 100 составов ежедневно. Итак, пассажирский вокзал Прага-Вышеград не работает уже начиная с 60-х годов. За этот срок ни раз возникала мысль возобновить работку вокзала как пассажирской станции, но сегодня это уже невозможно в связи с современными техническими нормами. Железнодорожные пути на территории вокзала имеют криволинейную форму, т. е. станция расположилась на небольшом повороте. Именно современные железнодорожные нормы запрещают расположение станций «в повороте», потому что это, в первую очередь, не соответствует стандартам безопасности. Почему же это здание считается памятником архитектуры? Чем оно ценно и как оно выглядит?
Олег Фетисов. Здание действительно заслужило звание памятника архитектуры, потому что оно ни выглядит как здание вокзала (хотя исторические здания железнодорожных вокзалов во всей Европе выглядят роскошно и красиво; архитекторы вкладывали в свои проекты душу и все свои творческие способности), находиться в специфическом криволинейном месте под холмом и выглядит, скорее, как роскошный небольшой дворец. Здание так же претендует на звание памятника архитектуры, потому что имеет свою историю и стоит на данном месте уже более чем 100 лет.
Либор Кукал. Ну давай тогда расскажем об этой истории.
Олег Фетисов. Я думаю, что рассказ истории следует начать не о самом здании, а о месте, на котором оно сегодня стоит. Первая идея о строительство вокзала и, соответственно, о проложении железнодорожной линии возникла в 1866 году. Некоторые хроники и исторические источники говорят о конкретной дате — 11 ноября. Именно в этот день в 1866 году здесь проехал первый поезд. Так же из истории известно, что 1872 году первое временное здание было переоборудовано и модернизировано. Скорее всего это было связанно с тем, что железная дорога в то время уже была популярным и важным транспортным средством для передвижения как людей, так товаров и грузов, в т. ч. и с экономической точки зрения. Следующий важный этап, который относится к истории здания, проходил в период с 1891 по 1899 годы. Именно в этот период было построено в два этапа первое полноценное здание вокзала. Но здание, которое мы видим сегодня, это уже результат перестройки, которая прошла немного позже в период с 1904 по 1905 годы по распоряжению Императорской королевской дирекции государственных дорог. Именно с этого момента вокзал получил свое официальное название Прага-Вышеград.
Либор Кукал. Ну а что из себя представляет это здание? Как оно выглядит?
Олег Фетисов. В первую очередь я бы хотел сказать, что стиль здания характерен для своего времени, т. е. началу 1900-х годов. Мы можем наблюдать шикарное симметричное, помпезное и обильно декорированное здание. В свете того, что в то время входил в моду новый архитектурный стиль под названием «сецессия», фасады здания и сегодня сохранили на себе идентичные архитектурно-художественные элементы в данном стиле. Так же хотелось бы отметить оригинальные декоративные элементы из лепного декора, как, например, колесо с крыльями, которое на протяжении многих лет во всем мире признано как стилизованный символ железных дорог. Само здание имеет вытянутую прямоугольную форму в плане. Так же стоит отметить, что ранее между первым и третьим путями был павильон, который, к сожалению, был в 2008 году разрушен одним из инвесторов-претендентов на данный объект.
Либор Кукал. Но если мы уже сказали, что здание сегодня находится в плачевном состоянии, можно ли что то сказать о планах пражских властей по поводу его спасения? Какое же ждет этот уникальный вокзал будущее?
Олег Фетисов. К сожалению, все обстоятельства, связанные со спасением данного здания, носят немного «военный характер»: управление железных дорог, защиты памятников архитектуры, а так же большое количество инвесторов и девелоперов, все борются сегодня в юридической и правовой борьбе за то, чтобы как то использовать это здание. Как мы уже говорили, здание находится под охраной, поэтому уместно здесь и множество запретов. Эти запреты и правила действительно носят достаточно строгий характер, и даже никакая реклама не может быть размещена на памятнике архитектуры.
Либор Кукал. То есть, можно сказать, что будущее здание пока что «туманное».
Олег Фетисов. К сожалению, будущее здание пока что носит неопределенный характер. И это будет происходить до тех пор, пока не будет найдено решение, как его модно использовать, чтобы удовлетворить все законы, правила, а так же интересы всех людей, которые заинтересованы в этом здании.
Комментариев нет:
Отправить комментарий