Во вторник в Праге открылся Международный фестиваль правозащитных фильмов «Один мир» («One World»). Наряду с главными категориями смотра «Главный конкурс» и «У вас есть право знать» в программу включены документы на тему «Протесты, беспорядки и мятежи». На противоположном фестивальном полюсе категория «Вместе несмотря», под прицелом которой оказываются межличностные отношения и семья. Тех, кто интересуется кино на экологическую тему, привлечет секция «Так называемая цивилизация». В стороне не окажeтся и «Панорама», в рамках которой будут показаны документальные ленты, увенчанные наградами за рубежом, новые чешские картины и короткометражные фильмы. В целом, в программе 106 документов из 44 стран.
Мы беседуем с директором фестиваля «Один мир» Ганой Кулганковой.
- Фестиваль не первый год экспандирует за пределы Чехии - в частности, он добрался и до Брюсселя, до Европейского парламента. Что является основной начинкой брюссельской программы?
- Я очень рада, что уже шестой год нам удается организовывать «Один мир» в Брюсселе, в этом году мероприятие запланировано на вторую половину мая. Весь этот период нам удается показывать в Брюсселе избранные фильмы из тех, что показывались на фестивале в Праге. Мы выбираем киноленты, которые могли бы резонировать как в положительном, так и в отрицательном смысле с европейской политикой, с тем, чтобы они каким-то образом вдохновляли европейских чиновников и политиков. И это здорово, что мы можем устраивать проекции прямо в здании парламента, там, где вершится эта самая политика.
Прямо в парламенте и обсуждаются за импровизированными «круглыми столами» злободневные вопросы – здесь нередко встречаются представители разных лагерей и воззрений.
- Потом очень интересно наблюдать за дискуссиями, которые возникают между просмотревшими фестивальные фильмы зрителями, работающими в парламенте, и гражданскими активистами, которых мы туда привозим в качестве гостей. Мы верим, что такие встречи могут улучшить ситуацию во многих сферах, потому что депутаты ЕП способны изменить законы или лоббировать за то, чтобы пространство демократии расширялось далее.
- Известно ли, сколь многочисленно число европейских депутатов или чиновников, проявляюжих интерес к фильмам о правах человека, которые можно увидеть в рамках вашего фестиваля?
- Точной информации и статистики у меня нет. Однако мы ежегодно стремимся показывать фильмы, которые, скажем, далеки от одностороннего взгляда на определенную тематику. В нынешнем году это, например, будет кинокартина Мартина Маречка «Под солнцем тьма».
- Это, я напомню, лента-фаворит зрителей на фестивале документальных фильмов в Йиглаве, откуда она привезла приз уже осенью прошлого года, а также заполучила «Чешского льва» в первую мартовскую субботу, снята на фотоаппарат. О чем она?
- Эта картина подвергает критике помощь Чехии развивающимся странам. По нашему мнению, это как раз тот тип фильма, который должны посмотреть в европейском парламенте, да и вообще в Брюсселе, потому что мы можем пригласить туда представителей организаций, посредством которых осуществляется подобная помощь, пригласить политиков и тех, у кого есть опыт в сфере такой помощи. И они могут дискутировать о том, что было показано в рамках этом кинофильма.
В секции «Главный конкурс» будет показан фильм известного режиссера Джона Шенка The Island President («Островной президент») о бывшем президенте Мальдивских островов Мохаммеде Нашиде, двадцать лет возглавлявшем демократическую оппозицию против диктатора Момуна Абдула Гаюма. Глобальное потепление может стать причиной исчезновения Мальдив, и Нашид ныне стремится воспрепятствовать этому.
Big Boys Gone Bananas (2011) шведского режиссера Фредрика Гертена (секция «У вас есть право знать») является продолжением фильма «Бананы» о крайне тревожной ситуации никарагуанских работников на банановых плантациях крупнейшего в мире поставщика бананов и других свежих фруктов компании Dole, и их здоровье подорвано использованием на полях пестицидов. Организаторы Лос-Анджелесского фестиваля, где была объявлена премьера этой ленты, в последнюю минуту вычеркнули ее из конкурсной секции с тем, что она, видимо, вообще не будет показана зрителям. Свидетельство о том, что свобода слова и в «самой демократичной стране мира» вовсе не является само собой разумеющейся.
- Мы ежегодно стремимся не только показывать правду о различных формах нарушений прав человека, но и перемещать границы табу в обществе. В этом году я испытываю огромную радость по тому поводу, что мы покажем фильм «Пурпурный путь» (в оригинале Scarlet Road – A Sex Workers Journey). Фильм на тему отношения инвалидов к сексу, она иллюстрируется на примере проститутки, главными клиентами которой являются именно инвалиды. Нам это дает повод открыть дверцу этого «шкафа», потому что люди очень часто полагают, что инвалиды не имеют сексуальных инстинктов и не живут сексуальной жизнью. Так что я с любопытством ожидаю, какие у зрителей будут реакции на этот фильм и какие дискуссии он вызовет.
- В прошлом году СМИ зарегистрировали факт прохождения в Чехии семинара, посвященного сексуальной жизни людей с различными отклонениями в развитии - вы не подумывали о включении в фестивальную программу картины, которая освящала бы также возможность сексуальных контактов между инвалидами, возникающих на основе любви, привязанности или симпатий, а не только коммерческих отношений?
- Как раз в этом конкретном случае мы собираемся сотрудничать с организацией Inventura – это чешская общественная некоммерческая организация, которая специализируется именно на этой проблематике. В прошлом, они, например, уже сняли мультипликационный фильм об интимной жизни инвалидов.
В программу фестиваля попал и канадский фильм, снятый режиссером Юлией Ивановой, «Черно-белый семейный портрет», героиней которого является многодетная опекунша Ольга Неня.
- «Черно-белый семейный портрет» - это один из самых любимых моих фильмов нынешнего фестиваля. Мы включили его в тематическую категорию Spolu navzdory («Вместе несмотря»). Это история опекунства в одной украинской семье. Собственно говоря, семья в данном случае - это мать-опекунша и более чем двадцать детей на ее попечении. Все эти приемные дети являются биологическими сыновьями и дочерями, которые появились на свет как плод любви украинок и африканцев. И эта картина показывает, как проблематично этим темнокожим детям жить в Украине, как их там воспринимает общество. Очень часто из-за своего происхождения такие дети не имеют иных шансов на жизнь, кроме как в детдомах. У многих из них просто нет возможности жить нормальной семейной жизнью.
По словам Кирилла, одного из приемных детей Ольги, женщина, заменяющая ему мать, стремится окружить доверенных ей детей всяческой заботой, одновременно однако не признавая их индивидуальность. И воспитывает она их в духе сталинских времен, сформировавших ее собственный характер.
Гуманитарный фонд «Человек в беде» в этом году отмечает свое двадцатилетие, что нашло свое отражение и в программе организованного фондом кинофестиваля «Один мир».
- Мы решили, что было бы хорошо отметить этот юбилей в рамках нашего фестиваля, поэтому создали специальную страничку на портале Чешского телевидения. Здесь можно найти перечень того, что «Человеку в беде» удалось сделать за эти двадцать лет, и помимо этого, посмотреть фильмы о деятельности этого гуманитарного фонда. Проследить путь его развития с пеленок до масштабной организации.
24 марта в 22.00 по Второму каналу Чешского телевидения будет показан немецкий документальный фильм Янa Тенхафенa «Herbstgold – Wettlauf gegen die Zeit» (в чешском прокате под названием Na stupnich vítězů /«На ступеньках победителей») самой успешной, с точки зрения зрительского интереса, кинокартины фестиваля «Один мир» 2011 года. И в Германии картина, рассказывающая о судьбе пяти спортсменов преклонного возраста от восьмидесяти до ста лет в процессе их подготовки к участию в чемпионате мира по атлетике среди пожилых людей, красовалась на престижных позициях в артхаусных рейтингах. Лента запечатлела на стадионе в финляндском Лахти также 82-летнего Иржи Соукупа из Чехии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий