Мы находимся на главной площади города Табор, площади Яна Жижки, памятник которому находится здесь же. Мы попали в самую гущу народных гуляний, сопровождаемых песнями местных вокально-инструментальных ансамблей, говоря языком 30-летней давности. Нам с историком Сергеем Кошкиным удалось просочиться сквозь веселящихся молодых людей к зданию Старой ратуши.
– Сергей, насколько ее название соответствует действительности?
– Действительно, и ратуша, и церковь Преображения рядом с ней являются одними из самых старых таборских построек, сохранившихся до сих пор. Датируются они XVI веком.
Впоследствии ратуша подверглась перестройке: архитектор Йозеф Никлас предпринял попытку вернуть здание в позднеготический вид. К сожалению, ныне ратуша для посетителей закрыта, потому как в Музее гуситского движения сейчас проходит реконструкция, и открыт он будет только по осени.
Как мы уже сказали, к Старой ратуше почти что примыкает очень красивый храм Преображения Господня. Туда-то мы сейчас и направимся. Премилый интерьер, богатый резными деревянными скульптурами и не менее красивой кафедрой. На балконе – рельеф с изображением Тайной Вечери. А вот прямо над кафедрой – тоже вырезанная из дерева скульптурная группа, изображающая Преображение: мы видим Христа в светящемся ореоле, рядом с ними – Моисей со скрижалями и пророк Илия. Тот же самый сюжет повторяется и на главном алтаре. По бокам алтаря – апостолы Петр и Павел, тоже вырезанные из дерева. Впечатляют и ребристые готические своды со сложным рисунком.
Этот храм в первой половине XV века, когда был основан город, был деревянным и довольно небольшим и, судя по всему, не выглядел там импозантно, как теперешнее здание. Храм в том виде, в каком мы его можем видеть сегодня, был построен позже, в конце XV столетия. Первый камень был заложен в 1480 году, а отделка интерьера была закончена уже в XVI веке.
Как и многие храмы того времени, и этот часто перестраивался и приобретал новые элементы оформления, но в XIX веке была проведена реконструкция, которая вернула первоначальную чистоту и строгость его интерьеру. Тем не менее, сохранились два боковых барочных алтаря и кафедра, которую мы уже упоминали, а главный алтарь в то же самое время, в конце XIX столетия, был создан уже в неоготическом стиле.
– Это известный эпизод из жизни Иисуса Христа. Находясь в Галилее, на севере нынешнего Израиля, Иисус взял с собой трех учеников и поднялся с ними на гору Фавор.
– «Фавор» – по-чешски Tábor, отсюда и происходит название города, данное ему гуситами.
– Поскольку благодаря Преображению гора Фавор – это одно из известных очень многим людям библейских названий, гуситы и решили назвать свое поселение в честь этой горы.
– Слово «табор» перекочевало во многие языки. В польском, венгерском и чешском оно обозначает и детский лагерь, и лагерь военный. А в русском языке осталось только «табор уходит в небо»?
– Да. В русский язык оно, видимо, пришло через Польшу. Благодаря гуситам, название города стало ассоциироваться не только конкретно с этим населенным пунктом, но и с их лагерями, временными оборонительными сооружениями. Гуситы, как правило, окружали свой лагерь стеной из сдвинутых вместе повозок. Это помогало им вести оборону, если в этом возникала необходимость.
– Грубо говоря, кольцо из повозок, а внутри течет мирная жизнь…
– …ну, может, не совсем мирная, но практика эта была довольно успешной.
– Разумеется.
Выходим на улицу. Интересно: городок такой вот весь компактный, тем не менее, насчитывает он 37 тысяч жителей. Историки утверждают, что ровно сто лет назад, в 1910 году, здесь в 953 домах проживали почти 12 тысяч человек.
Разумеется, описывая площадь Яна Жижки, нельзя обойтись без подробного рассмотрения памятника этому полководцу, который стоит не в самом центре, а ближе как раз к храму. На постаменте высечено: «Основателю города Табор, защитнику народа от благодарных потомков». И год – 1877.
– Сергей, помнится, в одном туристическом справочнике стояла совсем иная дата?
– Год на постаменте – это дата основания этого памятника. Но всё дело в том, что сначала на этом постаменте стояла отлитая из бронзы статуя Яна Жижки работы известного скульптора Йозефа Мысльбека. К сожалению, через несколько лет выяснилось, что статуя была с дефектом, ее демонтировали, и уже в 1884 году установили эту статую из песчаника. Это работа скульптора Йозефа Страховского, выполненная мастерами-камнерезами Духачек.
– Да, вот здесь как раз написано: «Скульптуру изготовили из камня братья Духачек». Жижка предстает перед нами... естественно, одноглазым, в шубе поверх рыцарских доспехов – забавно.
– В правой руке он сжимает палицу... я б даже сказал, что это не палица, а шестопёр, если говорить в русских терминах. У него на конце не просто набалдашник, а головка с рёбрами. А левой рукой Жижка опирается на большой меч.
– По бокам на постаменте – двенадцать медальонов, напоминающих нам о двенадцати самых известных битвах, выигранных Яном Жижкой. Кстати говоря, некоторые историки склонны утверждать, что Жижка является единственным полководцем, который за всю свою жизнь не проиграл ни одного сражения. А другие «некоторые» сравнивают Жижку со Стенькой Разиным.
– Не совсем корректное сравнение. Стенька Разин был вождём донских казаков. Общее у них что-то было: оба являлись харизматичными вождями, оба были героями простонародья, но, конечно, Жижка был гораздо более популярным в масштабе всей страны и гораздо более известным в европейском масштабе. Происходил он из семьи бедных дворян, и свою боевую карьеру он начинал в качестве разбойника с большой дороги, если называть вещи своими именами. Тогда в Европе такое, к сожалению, случалось нередко, когда бедные дворяне были вынуждены заниматься этим промыслом. Боевой талант Жижки был очевидным, и он, видимо, принимал участие во многих европейских военных событиях, в частности, известно, что он сражался на стороне англичан в некоторых битвах Столетней войны. Взлет Жижки в качестве народного вождя связан уже с гуситским движением, точнее говоря, с той частью гуситов, которые традиционно называются таборитами. Именно благодаря этому городу, который стал символом радикальной части гуситского движения.
– Да, это произошло буквально через пять лет после того, как в городе Констанц, где в это время заведал вселенский собор, был сожжен Ян Гус. Кстати сказать, очень трогательная подробность заключается в том, что немецкий Констанц является городом-побратимом Табора.
Ян Гус уже погиб, но дело его жило самым буквальным образом. Смерть этого популярного проповедника вызвала массовое возмущение в Богемии. Гуситы разделились. Учение Гуса было популярным, но большая часть людей относилась к нему достаточно спокойно. В большинстве своем это была масса горожан, которым не нужны были большие потрясения, они просто хотели какой-то более человечной, что ли, церковной организации. К ним примыкало и дворянство, которому, естественно, очень хотелось заполучить земли, принадлежавшие церкви в результате секуляризации. Но были и более радикальные, более серьезно настроенные люди, которые видели в учении Гуса повод к глобальной реформе и установлению нового общественного строя. Собственно говоря, Табор и должен был стать столицей нового христианства, центром нового общественного строя.
– Здесь долгое время процветали порядки, которые вполне можно назвать коммунистическими. Имущество было общим, вот тут, где мы сейчас стоим, на центральной площади, по легенде, стояла большая кадь, общий котёл, говоря по-русски, куда вновь прибывшие складывали всё свое имущество. Оно максимально справедливым образом должно было распределяться между жителями города.
– Вопрос в том, действительно ли оно распределялось максимально справедливо...
– По крайней мере, у них были уже какие-то свои представления о справедливости, отличные от тех, что были в остальной Европе с ее жесткой социальной иерархией, с землевладением дворян и церкви.
– Примерно в это же время Вацлав IV казнил Иоанна Непомука. Два Яна, Гус и Непомук, протипоставлялись один другому?
– Сложно сказать. Есть одна довольно популярная гипотеза, которая связывает уже более поздний культ Иоанна Непомука в качестве одного из главных богемских святых с прежним народным почитанием, которым была окружена фигура Яна Гуса. И звали их одинаково, и погибли они приблизительно в одно и то же время... ну, с разницей в в два с половиной десятилетия...
– ...и оба – мученической смертью...
– ...оба мученической смертью, и оба, в общем-то, при одном и том же правителе, несмотря на то, что к моменту гибели Яна Гуса Вацлав IV уже не был императором Священной Римской империи. Такое противопоставление возможно, учитывая то, что Вацлав IV до последнего покровительствовал Гусу и гуситам, и идеи, которые проповедовал Гус, казались ему близкими и, может быть, даже выгодными в политическом смысле. Но уже после битвы на Белой горе, после того, как в чешских землях начали старательно насаждать контрреформационный католицизм, всякий остаток памяти о популярном Яне Гусе нужно было стараться или изгладить, или как-то компенсировать новым объектом для почитания. Видимо, с этим и связано то, что другой Ян, а точнее говоря, Иоанн становится таким вот...
– Говоря современным языком, можно сказать и так.
– А что это за история, связанная с Жанной д’Арк, которая собиралась в крестовый поход против Жижки, дабы расправиться с ним?
– Это один из эпизодов гуситских войн. Дело в том, что события в землях чешских вызвали довольно оживленный отклик по всей Европе, Яна Жижку начали называть страшным слепцом или грозным слепцом. Против гуситов было объявлено сразу несколько крестовых походов. Эпоха крестовых походов, как мы их понимаем, а именно походов на Ближний Восток, уже отошла в прошлое, и вообще европейским государям в это время было довольно затруднительно сорганизоваться для массовых военных выступлений. Тем не менее, успехи гуситов вызвали такие большие опасения, что против них было объявлено сразу несколько крестовых походов. Все они оказались в итоге неудачными. На последней стадии к этому процессу попыталась подключиться Жанна д’Арк, объявившая, что ей было очередное откровение. Она обратилась к гуситам с письмом, в котором увещевала их отказаться от своих заблуждений. В противном случае она угрожала возглавить очередной крестовый поход против них.
Гуситы этим угрозам не вняли, а Жанна д’Арк спустя совсем короткое время после этого была сожжена англичанами в Руане. А Ян Жижка продолжал побеждать вплоть до самой своей смерти, несмотря на то, что он потерял и второй глаз, и, по сути, осуществлял руководство военными операциями будучи совершенно слепым. По всей видимости, ему помогала, во-первых, интуиция, во-вторых, очень хорошая память и, в-третьих, полководческий талант, талант стратега. Получая от своих приближенных описание того, как выглядело поле битвы, он расставлял войска таким образом, чтобы максимально выгодно использовать преимущества местности.
Не прошло и трех минут, как мы переместились с площади Яна Жижки на площадь, на которой стоит храм Рождества Богородицы монастыря босоногих августинцев. Узенький, стройных пропорций довольно высокий фасад, увенчанный двойным крестом. Храм этот был основан в 40-е годы XVII столетия, когда началась рекатолизация чешских земель. В то время активными проводниками контрреформационной политики были монашеские ордены. В Табор, в частности, пожаловали босоногие августинцы. Уверен, Сергей Кошкин знает и о них, и об этом храме больше:
– Это одна из разновидностей августинского ордена. Именно босоногие августинцы и основали этот монастырь. Внешне здание было закончено в 1666 году. Если мы выйдем из-под двух клёнов, которые скрывают от наших взоров часть фасада, то мы увидим на нем две ниши по сторонам от главного входа. В них и сейчас находятся две большие статуи из песчаника. Слева – блаженный Августин, патрон ордена августинцев. Должно заметить, что здесь мы его видим не в облачении епископа, как это часто бывает (хотя митра и стоит у его ног), а в монашеских одеяниях. Это как раз и напоминает о том, что он был основателем фактически одного из первых монашеских уставов на Западе. Справа – его мать, святая Моника, которая очень много потрудилась для того, чтобы будущий святой Августин оставил свои заблуждения и стал ревностным служителем Божьим.
– Прямо над входом – Богородица из Откровений Иоанна, стоящая на шаре, с двенадцатью, как и положено, звездами…
– Да, это композиция, которая называется Богоматерь Непорочного Зачатия.
Со временем, начиная с конца XVIII века, когда начались реформы императора Иосифа II и одновременно общий упадок монашеской жизни, монастырь начал хиреть. С начала XIX века он был закрыт полностью. В его зданиях сначала разместилась городская тюрьма, а потом эти помещения были переданы местному гуситскому музею, который ныне и использует их как свои запасники.
Двери храма Рождества Богородицы закрыты, но через железную решетку можно разглядеть то, что осталось внутри. Осталось там, прямо скажем, немного. Очень красив алтарь, но из остального декора не сохранилось почти ничего. Мы видим выбеленные стены, в то время как раньше здесь было очень много деревянной резьбы. У алтаря сгрудились статуи, которые явно происходят из музейного запасника. Но, судя по расписанию богослужений, костел снова становится действующим. Что ж, отрадно осознавать, что всё доброе рано или поздно возрождается.
Комментариев нет:
Отправить комментарий