В замок Жлебы, расположенный в полутора часах езды от Праги можно добраться на общественном транспорте. Прилегающая к замку деревенька Жлебы получила свое название благодаря жёлобу, сделанному трудолюбивой речушкой Дубравкой.
Мы входим во внутренний двор замка. Помнится, однажды мы с друзьями приехали в Жлебы, но попасть в замок нам так и не удалось. По всем законам невезения именно в тот день здесь снимали какой-то исторический фильм. Единственный персонаж, представший нашим удивленным взорам, был всадник в тяжелых рыцарских доспехах. Жара тогда стояла нешуточная, и мы его хором пожалели.
Теперь-то мне понятно желание киношников снимать здесь. Даже небогатого воображения достаточно, чтобы представить себе двух рыцарей, которые, громыхая доспехами, под ржание облаченных в железо коней мчатся друг на друга с копьями. А с верхнего яруса их подбадривают дамы сердца, в клочья разрывающие от волнения беленькие платочки…
Впрочем, пора возвращаться в наши дни – carpe, как говорится, diem. Справа от ворот – почти незаметный вход в небольшую часовню. Туда-то нас и приглашает сегодняшний наш провожатый, гид компании Empire Service Вячеслав Урсул.
Часовня была построена сравнительно недавно, в XIX столетии. Красивый главный алтарь, перед которым мы сейчас стоим, посвящен Вознесению Девы Марии. Алтарь, расположенный справа от главного, XVI века – Коронация Богородицы. На столетие моложе алтарь на противоположной стороне, он являет собой Пиету – оплакивание Христа Матерью в присутствии нескольких святых.
Входим в тесную прихожую замка, посреди которой восседает на коне рыцарь в полном своем боевом облачении. Как вы думаете, сколько может весить такой вот, с позволения сказать, рыцарский набор? Ни много, ни мало 60 кг: сорок для человека и двадцать для лошади. Меч, притаившийся в углу, сделанный в XV веке, не совсем уж такой безобидный, как может показаться на первый взгляд. Это меч палача.
Первые упоминания о замке Жлебы относятся к 1278 году. Основан он был родом Лихтенбургов. Доподлинно известно, что в 1356 году замок принадлежал императору Священной Римской империи Карлу IV. В XV веке здесь находились гуситы. Стоит ли говорить, что после них здесь мало что осталось в первозданном виде? Очень важным для замка был век шестнадцатый, именно в это время его существенно расширили. Дворик, о котором я рассказывал, в стиле ренессанс, сохранился как раз с той поры. Последними частными владельцами были представители рода Ауэрспергов – с XVIII столетия по середину прошлого. После Второй мировой войны замок был национализирован, и надежд на реституцию, согласно декретам президента Бенеша, у потомков оного рода нет никаких.
Переходим в Рыцарский зал. Нынешний свой вид он приобрел полтора столетия назад. На окнах – 188 небольших витражей, среди которых выделяется самый старый и, может, поэтому-то и самый красивый – витраж, изображающий Адама и Еву в раю. Витражи все импортные, долгое время они радовали взоры австрийцев в замке Амбрас, что в Инсбруке. (Вот уговорю начальство расширить рубрику «За Прагой» за пределы Чехии, расскажу перво-наперво о нем – очень интересное место!)
Зал этот уставлен доспехами, в общей сложности я насчитал тринадцать разных комплектов. Самыми дорогими являются гравированные доспехи справа от входа. Производство подобного панциря могло длиться год, а то и все два. И стоил он немало, за одни такие доспехи можно было купить, к примеру, большое хозяйство с сотней акров земли.
Еще один интересный экспонат – кинжал с раздваивающимися лезвиями. Для наших времен он может показаться брутальным, но лет четыреста назад его считали чуть ли не верхом гуманизма: для того чтобы раненый противник излишне не страдал, ему в грудь вонзали такой кинжал, нажимали на кнопочку, и лезвие раздваивалось, принося мгновенную смерть.
Приходится натягивать жутко неудобные тапочки, ибо нас ждут паркетные полы. В столовой висит интересная картина, на которой изображено свадебное торжество. Интересна она не столь качеством живописи, реставраторы омыли бы ее горючими слезами. Всё дело в том, что художник… забыл нарисовать жениха. Потом, видать, опомнился и изобразил его в стороне, якобы только входящим в зал. Да вот незадача: место для него рядом с невестой художник тоже забыл оставить. История умалчивает о том, отведал ли он потом тот самый «гуманный» кинжал с двумя лезвиями.
Снова проходим через главный двор и попадаем в довольно просторную замковую кухню XVI века. Посуда по большей части медная да цинковая – тогда еще не имели представления о том, насколько это может быть вредно для здоровья. Очень свежо выглядит старинная ступка с пестиком. Печи будут помоложе – «всего-то» триста лет от роду. Медные крышки с ручками напоминают приспособления для резки пиццы. Задняя небольшая комната с большим пнём посередине – для разделки туш. Когда-то здесь большой пузатый дядька крошил топором тела невинно убиенных тварей Божьих…
Да уж, не слишком-то жизнерадостные мы сегодня акценты расставили. Попробуем исправиться. Спускаемся вниз, туда, где английский парк незаметно становится лесом. Деревушку Жлебы, в которой, по последним данным, проживают чуть более одной тысячи человек, отсюда совсем не видать. Зато именно здесь несет свои резвые воды речушка Доубравка. Она славно потрудилась, чтобы облагородить свое русло, питая стоящие совсем неподалёку развесистые деревья. Они словно в благодарность радуют глаз (и нос!) пахучими розовыми, белыми и фиолетовыми цветками.
У автобусной остановки я догнал украинскую группу, попробую спросить у разговорчивого молодого человека о его впечатлениях: - Что вы расскажете своим друзьям о замке? - А что им рассказывать-то? Я их просто привезу сюда!
Что ж, короче, пожалуй, и не скажешь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий