Некоторые эту улицу считают самой красивой в Праге, особенно любители дорогих бутиков... Однако на улице Парижской не только магазины мировых кутюрье, но и прекрасные дома в стиле пражского модерна.
Либор Кукал. Сегодня мы поговорим об «улице роскоши». Я имею в виду ту улицу, на которой в Праге самые дорогие магазины и очень красивые дома. Эта улица называется Парижской (Pařížská ulice). Кстати, почему она так называется? Она как-то похожа на Париж?
Олег Фетисов. Многие, конечно же, позволяют себе сравнивать улицу Парижскую с классической улицей в Париже. Но дело в том, что в то время практически во всех крупных городах как Париж проходили незначительные перестройки, которые выполнялись в модном тогда стиле модерн.
Либор Кукал. Улица Парижская тоже возникла тогда, когда в Праге осуществлялась крупная перестройка, или же перепланировка города. Именно тогда практически полностью перестал существовать аутентичный еврейский район Йозефов (Josefov). Еврейское гетто было «снесено» и таким образом начал реализовываться новый генеральный план города. Когда же это происходило?
Олег Фетисов. Главной датой революционных изменений в генеральном плане города, а точнее района Йозефов, считается 1893 год, когда Францом Йосифом I был подписан закон о санации. Этот закон предполагал глобальную перестройку района и главной его целью было искоренение одного «дефекта», который считался бельмом для всего города.
Либор Кукал. Что имеется в виду? Какой дефект?
Олег Фетисов. В первую очередь речь идет об антисанитарных условиях района Йозефов и его обветшалой и непригодной для жизни застройки. В то время после снесения стены гетто район был официально открыт Йосифом II (в честь которого, собственно, район и был назван).
Либор Кукал. Иными словами старый район «еврейского города», т. е. еврейского гетто, не являлся привлекательным. Это был район узких перенаселенных улочек с процветающей антисанитарией. Район очень часто подвергался пожарам и подтапливался при разливах Влтавы. Следует отметить, что район имеет непосредственную связь с историческим центром Праги, в т. ч. с самой старой площадью чешской столицы. Не удивительно, что однажды было здесь решено «навести порядок» и построить новый эффектный, презентабельный и фешенебельный район.
Олег Фетисов. Итак, в последствии снесения стен пражского гетто богатые и состоятельные евреи переехали жить в другие более престижные районы, а беднота продолжала плодиться с еще большей скоростью. Несмотря на то, что закон о санации был подписан в 1893 году, сама концепция перестройки района Йозефов родилась и анализировалась намного раньше этого времени. Насколько известно, в 1873 году общество архитекторов подготовило проект нового генерального плана. В своих проектных материалах архитекторы отметили: «Санитарные показатели улучшатся, смертность снизится. Торговля и промышленность будут развиваться и совершенствоваться, от чего городу будут новые доходы. После приведения город в порядок повысится безопасность и общественная мораль». Именно с такими целями городские власти шли к глобальной перестройки самого «грязного» района.
Либор Кукал. И что же получилось в итоге?
Олег Фетисов. В итоге весь район подвергся глобальной реконструкции. Практически все здания были снесены. Чудом были сохранены лишь главные памятники истории и культуры бывшего еврейского гетто — его синагоги и старое кладбище. Сам проект предполагал перестройку территории в 36,5 гектаров. Если обратиться к статистическим данным, то можно озвучить следующие цифры: из 31 улицы старого еврейского города сформировались лишь 10 новых, а 288 небольших и обветшалых домов были заменены 83 новыми.
Либор Кукал. Данная статистика звучит так, словно после перестройки осталось множество пустырей. Но ведь это не так?
Олег Фетисов. На самом деле, пустыри здесь не образовались. Застройка еврейского города была относительно невысокой и очень плотной. Но после перестройки район получил новый масштаб: высокие роскошные дома и достаточно просторные улицы.
Либор Кукал. Можно ли выделить какие-то новые постройки? Появились ли здесь какие-то особенно интересные здания?
Олег Фетисов. Самыми интересными и наиболее роскошными зданиями, которые появились здесь после реконструкции в рамках санации, несомненно принято считать дома, стоящие на улице Парижская. Стиль, в котором они построены — это пражский модерн, или же пражская сецессия. Но историки архитектуры отмечают здесь налицо эклектические приемы, в которых отразился контекст историзма, т. е. позаимствованы некоторые архитектурно-декоративные приемы у стиля классицизм, барокко, а в некоторых случаях и даже готики. Об этом нам говорят множество деталей на фасадах зданий: небольшие портики, эркеры, лепное убранство и т. д. Я бы хотел отметить, что улица Парижская является центральной улицей перестройки. Но проектом санации предполагались значительное большие работы. Речь шла о создании в Праге так называемых «Елисейских полей». Долгое время горожане не могли поверить, что архитекторы задумали «прорубить» сквозь город новый бульвар, который должен был соединить Вацлавскую площадь (Václavské náměstí) с районом Дейвице (Dejvice). Т. е. предполагалось, что улица Парижская должна была быть продлена до Вацлавской площади с одной стороны, а с другой — от Чехового моста (Čechův most) до района Дейвице через Летенские сады (Letenské sady). Но, в связи с финансовыми проблемами, проект не был реализован.
Либор Кукал. Причиной были только финансовые проблемы? Я считаю, что здесь есть место и другим аспектам: район между Староместской площадью и Вацлавской — это историческое ядро, а на пути к району Дейвице находится достаточно большой холм. Что же планировалось сделать с ним?
Олег Фетисов. Это действительно очень интересный вопрос. Что касается исторического ядра, то работниками комитета по охране памятников архитектуры относительно недавно был издан указ о перестройке некоторых зданий с целью приведения площади в единый архитектурный стиль. Думаю, если в то время данная перестройка была достаточно важной, ее бы ничего не остановило. Кстати, подобный орган по охране памятников архитектуры пытался защитить от сноса старый Йозефов. А что касается Летенского холма, думаю, для архитекторов и строителей, как в архитектурно-художественном, так и в техническом плане, не составило бы трудностей осуществить данный проект, подарив Праге достаточно живописный бульвар, который бы мог решить транспортную проблему, которая актуальна и сегодня.
Либор Кукал. Были ли какие-то протесты против сноса района? Или все прошло достаточно спокойно?
Олег Фетисов. Конечно же, данное громкое для Праги событие не могло остаться не замеченным. Формировались различные общества и движения, пытавшиеся сохранить застройку старого еврейского города. Кстати, одним из наиболее знаменитых представителей данного движения был Франц Кафка. Он говорил, что нельзя лишить город одного из важнейших памятников истории и культуры. Он очень скептично относился к строительству новых домов и говорил, что никто никогда не будет заинтересован в этом районе и не переедет туда жить.
Либор Кукал. В данном случае Франц Кафка оказался не прав — сегодня район пользуется огромной популярностью. Здесь самые дорогие квартиры. Тоже самое касается и арендной платы для магазинов. Но что бы я хотел сказать: улица Парижская интересна не только для гостей города, которые приехали осуществить там покупки, но и для любителей и ценителей роскошной архитектуры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий